02.03.2016 09:47

Аукционы для семьи начальника Агентства госзакупок

Фирма семьи директора Агентства государственных закупок только за последние два года выиграла проводимые этим ведомством торги на общую сумму около 35 миллионов леев. Самые денежные тендеры, присужденные данной фирме, оспаривались конкурентами, однако в большинстве случаев представители агентства отклоняли претензии экономических агентов. И деловые партнеры семьи начальника означенного учреждения весьма успешно участвовали в торгах по госзакупкам в последние годы, выигрывая контракты на десятки миллионов леев.

Виорел Мошняга пришел в Агентство государственных закупок (АГЗ) 21 ноября 2013 года в качестве заместителя директора. До этого, в 2003-2013 годы, работал также в сфере закупок, а именно в Управлении финансов национальной экономики, капитальных расходов и государственных закупок Министерства финансов (МФ). Через полтора года, 10 марта 2015 года, он становится исполняющим обязанности директора АГЗ, а еще через полтора месяца, 21 апреля 2015 года - полноправным директором этого государственного учреждения.

Имущество начальника-«латифундиста» Агентства госзакупок

В июле 2015 года Виорел Мошняга подвергся проверке Национальной комиссии по неподкупности (НКН), которая обнаружила ряд нарушений, допущенных чиновником при заполнении декларации о доходах и имуществе (за 2013 год). Однако, дело было закрыто. Согласно акту о констатации НКН, «господин Мошняга Виорел сказал, что упущения и ошибки при заполнении декларции за 2013 год допустил по незнанию, а не с намерением скрыть или утаить принадлежащее имущество, а все незадекларированное имущество отразил в декларации за 2014 год».

В той декларации Мошняга указал, что владеет 60 земельными участками сельскохозяйственного назначения, зарегистрированными на его имя или на имя жены, купленными или приобретенными по обмену в период 2010-2014 годов. Земельные участки, принадлежащие семье Мошняга, занимают в общей сложности площадь в 46 гектаров, а их совокупная кадастровая стоимость составляет около полмиллиона леев. Рыночная стоимость этих землевладений, однако, намного больше. Участки расположены в селах Тудора и Крокмаз района Штефан-Водэ. Помимо этого, супруги Мошняга владеют трехкомнатной квартирой площадью в 48,3 квадратных метра по улице Индепенденцей в Кишиневе, купленной в 2005 году тещей начальника госзакупок Людмилой Ганенко и в тот же год подаренной дочери, Виорике Ганенко, – супруге Виорела Мошняги, а также двумя автомобилями – «Audi A6», купленным в 2008 году за 130 тысяч леев, и «Toyota Yaris», приобретенным в 2013 году всего за 60 тысяч леев. В 2014 году Виорел Мошняга декларировал доход от зарплаты в 90 тысяч леев и еще свыше 85 тысяч леев в качестве представителя государства в трех акционерных обществах.

35 миллионов за два года

В своих декларациях о доходах и имуществе директор АГЗ не указывает ни единой принадлежащей ему фирмы. По данным Государственной регистрационной палаты (ГРП), ни он, ни его супруга не являются, официально, владельцами предприятий. Однако его сестра является учредителем фирмы, которая выигрывает аукционы госзакупок на миллионы леев, проводимые под эгидой руководимого Виорелом Мошняга агентства. Фирма «Aldos Grup» ОООоснована в 2005 году сестрой начальника ведомства госзакупок, Дианой Котруца, которой в ту пору было всего 21 год, и ее соучредителем Ионом Аврамом. Компания зарегистрирована в родном селе семьи Мошняга - Скорень района Стрэшень. Однако в Государственной налоговой службе фирму представляет Дан Мошняга, брат Виорела, в то время как сельчане говорят, что фирма принадлежит семье. Основной вид деятельности означенного ООО – строительные работы, а за 2012 год компания отчиталась о доходах в размере свыше 2,6 миллиона леев. Согласно информации с сайта АГЗ, www.tender.gov.md, только с 2011 года и поныне фирма выиграла не менее 20 открытых аукционов. Совпадение или нет, но с момента назначения Виорела Мошняги на должность заместителя директора АГЗ (ноябрь 2013 года) договоры, заключенные фирмой его семьи с государством и утвержденные агентством, стали более весомыми, все на суммы свыше полумиллиона леев.

Только в 2014-2015 годы, с тех пор как Виорел Мошняга пришел в руководство АГЗ, фирма его семьи «Aldos Grup» заключила восемь договоров с государственными учреждениями на общую сумму в 34,9 миллиона леев. Для сравнения: в 2011-2013 годы, когда Мошняга был в Министерстве финансов, а не в АГЗ, фирма семьи выиграла 12 контрактов, общей стоимостью всего в 2,9 миллиона леев.

Аукционы, выигранные фирмой сестры, оспоренные в агентстве брата

Самый крупный выигранный фирмой «Aldos Grup» контракт, на сумму 10,3 миллиона леев, зарегистрирован в АГЗ недавно, 6 октября 2015 года. Договор предусматривает строительство компанией «Aldos Grup» водопроводной сети в селе Слобозия района Штефан-Водэ. Большая часть денег ассигнована Национальным экологическим фондом, остальное – вклад села. Примар села Слобозия Анатолий Завалишка говорит, что победителем аукциона была назначена «Aldos Grup», хотя самую маленькую цену предложила другая фирма. «Так решила комиссия. У нас главным критерием отбора был опыт выполнения таких работ, а не цена, поскольку по цене у нас уже были кое-какие работы по ремонту крыши школы и… Те, которых мы выбрали, отвечают всем выдвинутым нами требованиям, да и их ценовая оферта ниже сметы расходов. Мы уже работали с ними, и, должен сказать, работы были выполнены безупречно. Проект очень большой, но один участок уже готов и сдан в эксплуатацию. У них есть техника, есть работники, большой экскаватор, маленький экскаватов, сварочные аппараты. Все имеют», - утверждает примар. В ответ на вопрос, не повлиял ли на решение комиссии, назначившей победителя аукциона, тот факт, что фирма принадлежит семье руководителя АГЗ, примар не только опроверг всякое влияние, но и выразил удивление по поводу того, что официально учредителем фирмы является сестра Виорела Мошняги: «Как сестра? Там фигурирует некий Дан Мошняга... но я видел больше не Дана, а господина Сергея (Мазур, управляющий фирмы - прим. ред.), он директор. На аукционе был Дан, но кто он такой – не могу вам сказать. Я их не знаю, не знаю, кто их родственники и как их зовут… Нам нужно, чтобы они дело делали, выполняли свою работу. И все… Я навел справки, они работали в Крокмаз, и получил очень хорошие отзывы», - заявил нам примар.

Между прочим, результаты этого тендера обжаловали две участвовавшие в торгах фирмы, «Uralis» ООО и «Litarcom» ООО, но АГЗ, возглавляемое Виорелом Мошняга, отклонило их претензии. В целом, шесть из семи самых крупных контрактов, присужденных компании «Aldos Grup» по итогам открытых аукционов, оспаривались остальными участниками. Так, результаты аукциона на выполнение работ по реконструкции общежитий в селах Красноармейское и Первомайское района Хынчешть, стоимостью в 6,6 миллиона леев, опротестовала фирма «Sarco Service» ООО, которая впоследствии отозвала свою жалобу. Другой обжалованный аукцион – на выполнение работ по строительству системы водоснабжения и реабилитации артезианских скважин в Сэрэтений-Векь района Теленешть. На сей раз фирмой «Lucet Comerț» ООО. Но АГЗ отклонило их претензии. Другой договор закупки, в 2,9 миллиона леев, «Aldos Grup» выиграла в Александрешть, Рышкань. «Vocație» ООО оспорила результаты, но и на этот раз АГЗ отклонило жалобу. Пятый в рейтинге самых лакомых контрактов, заключенных «Aldos Grup» ООО с государственными учреждениями, был на закупку работ по термоизоляции фасадов и обновлению столярной мастерской лицея из села Дороцкая, Дубэсарь. В этом случае результаты аукциона обжаловала фирма «Marconex Prim» ООО, но и тут АГЗ отклонило претензии.

«Если пропустил запятую, то не подходишь и баста…»

Мы побеседовали с представителями нескольких компаний, участвовавших в упомянутых аукционах. И узнали, что частенько результаты торгов оговаривариваются заблаговременно, а опротестовывать их бесмысленно. «Мы оспаривали аукционы в АГЗ. Но это ничего не меняло. Нам заявляли, что решение правильное. Аукцион выиграл брат Виорела Мошняги, директора Агентства госзакупок. Дан Мошняга (брат Виорела Мошняги, прим. ред.) непосредственно занимается аукционами. Всем известно, он подписывает все документы», - сказал нам директор одной строительной компании, представившей свою оферту на аукцион. «Мы дошли до председателя района, но справедливости так и не добились. Мы и перестали заниматься этим делом. Просто нет смысла. Государственные закупки у нас не такие, какими должны быть. Делают, что хотят. Способов отбить всякое желание участвовать у них – уйма, начиная с тех, кто выбирают победителя, и до АГЗ. Если пропустил запятую, то не подходишь и баста. Особенно в Агентстве госзакупок… Там уже не разберешь, кто с кем и с чем», - жалуется руководитель другой компании, проигравшей аукцион в пользу семьи начальника АГЗ.

Договор, стоимостью свыше 2 миллионов леев, фирма «Aldos Grup» подписала в марте 2014 года с Примэрией Крокмаз, район Штефан-Водэ, родного села Виорики Ганенко-Мошняга, жены директора АГЗ. Примар села Крокмаз Ион Велешко утверждает, что выигранный фирмой семьи начальника АГЗ аукцион в возглавляемом им селе проведен по всем правилам, в нем участвовали 12 офертантов. «На аукцион пришел Дан, брат господина Виорела. Это был корректный конкурс, без всякого давления. Были жалобы, но они не подтвердились. Оферты были составлены плохо и без доказательств. Некоторые фирмы предложили нереальные цены, другие – слишком высокие. Мы, естественно, знали, кто такой Мошняга, но это не повлияло на результаты конкурса...», - пытается убедить нас Ион Велешко.

Партнер с акционами более чем на 85 миллионов

Соучредитель Дианы Котруца в «Aldos Grup» ООО Ион Аврам обладает еще тремя фирмами, созданными в 2004, 2005 и 2006 годах: «Avramprim» ООО, «Lozmangal-grup» ООО и «Cristranscom» ООО, последняя учреждена в партнерстве с Сергеем Рапча. У фирмы «Avramprim» ООО несколько заявленных видов деятельности, в том числе торговля углем, древесными материалами, строительными материалами и скобяными изделиями. ООО «Cristranscom», созданная в партнерстве с Сергеем Рапча, специализируется на ремонте дорог. Всего за один год (2014-2015) фирма выиграла 26 тендеров на общую сумму около 24 млн. леев на выполнение работ по ремонту дорог в районах Стрэшень, Штефан-Водэ, Анений-Ной и Единец. Самый «жирный» контракт, в 4,5 млн. леев, заключен в июле 2014 года с примэрией Лозова, Стрэшень, родного села Иона Аврама. Напомним, что парнер Аврама, Сергей Рапча, внес в копилку Демократической партии 90 тысяч леев в ходе избирательной кампании 2015 года.

Самая преуспевающая фирма Иона Аврама, «Lozmangal-Grup» ООО, с уставным капиталом в 105.400 леев, специализируется на торговле горючим и за 2012 год отчиталась о доходах свыше 46 миллионов леев. Начиная с 2011 года, фирма выиграла 287 тендеров, получив от государства около 60 миллионов леев. Случайно или нет, но больше всего контрактов заключено с учреждениями из района Стрэшень, откуда родом и Ион Аврам, и Виорел Мошняга. Около полутора миллионов леев, публичных денег, поступили на счета фирмы «Lozmangal-grup» ООО от примэрии Скорень, родного села руководителя АГЗ. Примар этого населенного пункта Светлана Тэбэкарь отмечает, что возглавляемое ею учреждение не подписывало никаких контрактов с этой фирмой, и что фактически аукцион организовал Районный совет, а примэрия всего лишь бенефициар контракта.

Мы связались с Ионом Аврамом, который сказал нам, что является учредителем только «Lozmangal-Grup» ООО и ничего не знает об остальных трех фирмах, в которых, согласно данным ГРП, фигурирует учредителем или соучредителем. А еще Ион Аврам заявил, что не знаком ни с Дианой Котруца-Мошняга (основательницей фирмы «Aldos-Grup» ООО, соучредителем которой фигурирует Аврам), ни с Даном или Виорелом Мошняга. Бизнесмен удивился, что его имя появляется и в учредительных документах других фирм, сказав, что верятно речь идет о простом совпадении фамилий. Тогда мы попросили Иона Аврама сообщить нам его персональный числовой код (государственный идентификационный номер - ИДНО). Проверка в ГРП предоставленного Ионом Аврамом ИДНО подтвердила, что он является учредителем или соучредителем во всех упомянутых четырех фирмах: «Aldos-Grup» ООО, «Lozmangal-Grup» ООО, «Cristranscom» ООО и «Avramprim» ООО. Ион Аврам не смог сказать нам, чем это объясняется и как так получается, что он не знаком с людьми, которые являются его бизнес-партнерами.

Земельные участки в Штефан-Водэ и озеро в родном селе

И теща руководителя АГЗ, Людмила Ганенко, тоже является учредительницей двух фирм – Индивидуального предприятия «Simbol-Ganenco» с заявленными видами деятельности в сфере баров, парикмахерских, торговли транспорта и др., и «Cromolagro» ООО, созданной совместно с Людмилой Букэтару в 2010 году. Фирма специализируется на выращивании овощей, винограда, плодоводстве и торговле, и за 2012 год отчиталась о доходах свыше 60 тысяч леев. Представители примэрии села Крокмаз уточнили, что посредством этой фирмы семья Ганенко обладает в этой зоне примерно 100 гектарами земель сельскохозяйственного назначения. Большая часть этих земельных участков (60% , по данным примэрии) взята в аренду от местных жителей. Следует уточнить, что часть этих 100 гектаров земли официально принадлежит супругам Виорелу и Виорике Мошняга.

В 2013 году брат директора АГЗ Дан Мошняга взял в аренду в селе Скорень от другого местного жителя, Андрея Мошняги, местное озеро общей площадью в 24,4 га. Из-за неуплаты аренды между означенными двумя сельчанами и сельской примэрией, владелицей озера и, следовательно, бенефициара арендной платы, возник спор, переросший в судебный процесс. Сейчас дело находится на рассмотрении в Кишиневской апелляционной палате после того как первая инстанция, Суд Стрэшень, вынесла решение в пользу брата начальника ведомства госзакупок. «В результате конфликта между двумя сторонами страдает бюджет примэрии. За все время неоплаты аренды на счета примэрии не поступило около 200 тысяч леев, а для нас это существенная сумма», - заявила нам примар села Скорень Светлана Табакарь.

Брат начальника АГЗ: «Вы оставите меня в покое сегодня или нет?»

Мы попытались побеседовать с братом Виорела Мошняги, Даном Мошняга, который представлял фирму «Aldos Grup» на многих аукционах. Дан уклонился от ответов на наши вопросы. Ниже приводим беседу с ним.

Репортер: Добрый вечер. Господин Дан? Я журналист и мы работаем над статьей об аукционах. Вы являетесь представителем фирмы «Aldos-Grup», которая участвует в аукционах...
Дан Мошняга: Ну и что... Я уже уволился оттуда.
Репортер: Ладно, одним из учредителей этой фирмы является ваша сестра, Диана.
Дан Мошняга: Я не понимаю, в чем вопрос.
Репортер: Вопрос в том, помогает ли вам каким-то образом выигрывать аукционы ваш брат Виорел, будучи директором АГЗ? В последнее время фирма постоянно побеждает на аукционах.
Дан Мошняга: Не знаю, не знаю, господин. Навязались на мою голову сейчас (улыбается).
Репортер: Я не навязался. Это простой вопрос. Помогает вам господин Виорел, или нет?
Дан Мошняга: И я отвечаю очень просто. Вы оставите меня в покое сегодня или нет?
Репортер: Конечно, но...
Дан Мошняга: Положил трубку, а впоследствии больше не отвечал на наши звонки.

Директор агентства: «Неправильное и злонамеренное толкование»

Виорел Мошняга, которого застали в его служебном кабинете, сказал нам, что не знает подробностей деятельности фирмы «Aldos Grup», принадлежащей его семье, и которая, с тех пор как он является директором АГЗ, выиграла контракты на сумму 35 миллионов леев. «Это очень странно, что вы связываете какую-то фирму с моей семьей или со мной. Мне или моей жене не принадлежит ни одна компания. Допустим, что компания «Aldos Grup» записана на имя моей сестры, но я не в курсе того, чем занимаются мои сестра и брат. У меня есть сестра и брат. Они взрослые люди. У них есть свои семьи. Моя сестра 29 февраля эмигрирует в Канаду. Это я знаю. Знаю, что они с братом когда-то занимались бизнесом, пытались что-то делать», - сказал нам Виорел Мошняга. Мы спросили его, как он объясняет тот факт, что фирма выиграла тендеры на десятки миллионов леев с тех пор, как он пришел в руководство агентства. «Это однозначно неправильное и злонамеренное толкование», - заявил чиновник. Мы предъявили ему конкретные данные, в том числе имена и цифры о жалобах, поданных фирмами – участниками аукционов, выигранных фирмой его семьи. «Не обижайтесь, но я не хочу комментировать. Считаю, что это будет некорректно с моей стороны. Я действительно не в курсе всего этого. Это обычная фирма, такая же как все остальные фирмы, и не имеет никакого отношения ко мне. Категорически не оказывал никакого влияния. Насколько мне известно, они учредили какую-то фирму...».

Мы спросили Виорела Мошняга, нет ли здесь конфликта интересов, принимая во внимание, что на многих документах, связанных с фирмой «Aldos Grup», стоит его подпись. «Что же, если я работаю в АГЗ, то никто из трех поколений моей семьи не вправе участвовать в аукционах? По поводу той или иной фирмы, независимо от того, как она называется и кто является ее собственником, в данном случае, из членов моей семьи, если это можно назвать моей семьей, я не могу комментировать, потому что я действительно не в курсе. У меня своя семья. Брат и сестра... Я порой не общаюсь с ними по целому году», - утверждает Виорел Мошняга. «Все решения подписывает заместитель директора, отвечающий за рассмотрение жалоб и претензий. Этим должен заниматься юрист по профессии. Я экономист. Я не могу быть заместителем директора, ведающим этими вопросами. Новый закон о государственных закупках предусматривает создание новой структуры, призванной обеспечивать независимость рассмотрения жалоб и урегулирования споров. Все решения – в компетенции заместителя директора. Я не ставлю свою подпись под ними. Я ни в какой форме не участвую в процессе урегулирования споров. Я не рассматриваю их, только отбираю и передаю заместителю директора. Он может консультироваться со мной, а может и не делать этого», - заключил директор АГЗ.

Хотя Виорел Мошняга утверждает, что обжалованиями ведает один из его заместителей, в наши руки попала жалоба, поданная после одного из аукционов, выигранных «Aldos Grup», на которой стоит подпись главы АГЗ, что противоречит утверждениям Виорела Мошняги.

Расследование выполнено в рамках Кампании «Публичные деньги - это и Мои деньги», проводимой Центром журналистских расследований(ЦЖРМ) и Ассоциацией за эффективное и ответственное управление (AGER) в рамках проекта, финансируемого Европейским союзом и National Endowment for Democracy.

ИСТОЧНИК: anticoruptie.md

Комментарии