06.09.2016 08:45

Армашу: Молдова возвращается в нормальное русло

Эксклюзивное интервью агентству "ИНФОТАГ" министра финансов РМ Октавиана Армашу

Часть I. Низкая стартовая точка независимого развития Молдовы

"И.": - Господин Армашу, какие мысли у вас возникают, когда вы, гражданин РМ в ранге министра финансов думаете о 25 годах независимого пути развития страны?

О.А.: - Это был нелёгкий путь. Наша страна не имеет истории независимой государственности, ещё только формируется элита, являющаяся носителем традиций управления государством.

РМ возникла на руинах Советского Союза, на руинах жёсткой, авторитарной системы, где не было ни частной собственности, ни предпринимательства, ни гражданских свобод. Кроме того, мы унаследовали неконкурентоспособную промышленность, а сельское хозяйство основывалось на большом количестве ручного труда, соответственно, задействовано было много людей, если мне не изменяет память, около 40% всего населения республики.

Я это говорю не для того, чтобы пожаловаться, как нам в жизни не повезло. Я просто констатирую то, что стартовая точка у нас была довольно низко. Это означает, что и времени и усилий для того чтобы сделать Молдову процветающей страной нужно больше, чем, скажем, другим странам бывшего восточного блока.

"И.": - Что бы вы обозначили в качестве положительных результатов за эти четверть века?

О.А.: - Есть несколько принципиально важных изменений, которые произошли в стране за это время. Во-первых, экономика РМ базируется на частном капитале. Роль государства в экономике значительно сузилось, а степень его вмешательства в рыночные механизмы значительно снизилась. Но самое главное, мы сами не заметили, как изменилось отношение граждан к государственной собственности. Люди все критичнее относятся к участию государства в коммерческих проектах, а это полностью противоречит тому, что думали в обществе в начале 90-х годов ХХ века.

Во-вторых, построены все государственные институты, необходимые для функционирования рыночных механизмов. Они ещё не совершенны, но, несмотря на все сложности, на протяжении 25 лет они улучшились, и продолжают улучшаться.

В- третьих, появились конкурентоспособные предприятия и отрасли, которые научились конкурировать на внешних рынках. Появились собственники и управленцы, которые умеют вести бизнес в условиях конкурентной борьбы, внедряют новые технологии и развивают потенциал человеческих ресурсов. Да, их ещё недостаточно для нашей экономики, но их количество растет.

Я ни в коем случае не хочу приукрашивать реальность, в которой мы с вами живём. Я просто обозначил те положительные изменения, которые произошли и происходят в стране с момента обретения ею независимости. Наше развитие не обязательно носит поступательный характер, были и взлёты, и падения. И это нормально, ведь каждый кризис, через который мы прошли, выявлял определённые недостатки, которые необходимо было устранить. Хоть мы и устраняли эти недостатки иногда неумело, в целом страна развивается, и она уже совсем не похожа на ту, что была 25 лет назад.

Конечно, нам всем хочется, чтобы уже сегодня мы жили в стране, где экономика обеспечивает комфортные условия жизни гражданам, где государственные институты функционируют эффективно, где граждане чувствуют себя защищёнными. Но возвращаясь к первому вопросу, Молдова начала с очень малого, поэтому необходимо больше усилий и терпения для достижения желаемых результатов.

"И.": - В понимании действующего министра финансов, что с точки зрения экономики и финансов не удалось сделать и почему?

О.А.: - В настоящий момент самые большие сложности я вижу в банковском секторе. Проблема непрозрачности акционеров была на повестке дня многих правительств, однако ощутимых результатов не было достигнуто. Сейчас предпринимаются энергичные меры новым руководством Национального банка, парламентом и правительством, и у меня есть основания надеяться, что в ближайшем будущем ситуация кардинально изменится.

Остаются проблемы в небанковском секторе, а именно в сегменте страхования, у нас нет функционального рынка капитала. Причиной всему этому является слабое корпоративное управление. Кстати, я думаю, что по этой же причине произошли кражи из трёх банков, которые в конечном итоге находятся в процессе ликвидации. Общеизвестно, что для спасения банковского сектора в целом и для возврата всех депозитов гражданам и юридическим лицам был выдан кредит под гарантию правительства. Вот чего стоило нам плохое корпоративное управление.

"И.": - Ваш непосредственный руководитель, премьер-министр Павел Филип, заявил в канун 25-летия независимости молдавского государства, что РМ сегодня не такая, какой она была в начале 2016 г., что сейчас она другая. Что он имел в виду, если брать во внимание "финансовую сторону" вопроса?

О.А.: - В январе 2016 г., госбюджет был на грани серьёзного кризиса. У государства не было источников финансирования дефицита, не было поддержки иностранных кредиторов, банки тоже относились к министерству с недоверием, поэтому ставки по государственным ценным бумагам достигали 26%. Не было ни бюджета, ни налоговой политики. Все это явилось результатом затянувшегося политического кризиса. Было достаточно нелегко возобновить отношения с донорами, так как доверие было в значительной степени подорвано. И здесь я имею в виду доверие в целом к стране и к её политической элите.

Кроме этого, была достаточно плачевная ситуация с налоговыми поступлениями, как от таможни, так и от налоговой инспекции. У населения и бизнеса были очень высокие инфляционные ожидания - на уровне 10%. Как следствие неуверенности населения и инвесторов падало потребление, что негативно сказывалось на экономическом росте.

Сегодня ситуация в экономике и публичных финансах намного лучше. Мы вернули доверие банков, Национальный банк проводит стимулирующую денежную политику, ставки по государственным ценным бумагам опустились на уровень 10%, что уже достаточно приемлемо при инфляции 6-7%.

ИСТОЧНИК

Комментарии