26.02.2016 12:52
«Что сделал для Родины Анатол Шалару?» Интервью с начальником Главного штаба Нацармии Молдовы Игорем Горганом
В руководстве военного ведомства Молдовы возник острый конфликт. Министр обороны Анатол Шалару требует от президента уволить начальника Главного штаба Нацармии РМ бригадного генерала Игоря Горгана. По словам министра, из-за Горгана в армии упала дисциплина и процветают «нанашизм, кумовство и хищения». Игорь ГОРГАН с обвинениями не согласен, о чем и рассказал в интервью изданию NewsMaker.
«Эти заявления всего лишь политический шантаж со стороны личности безответственной и тщеславной»
Как вы оцениваете критику в ваш адрес, прозвучавшую из уст министра обороны Анатола Шалару?
Считаю, что подобный подход неприемлем для министра, тем более — для министра обороны. Речь ведь идет о проблемах весьма деликатных, связанных с обороной и безопасностью государства. Любые вопросы такого плана должны рассматриваться и решаться на уровне президента, правительства, Высшего совета безопасности, а не как на базаре. И, так как господин Шалару публично оскорбил меня, предъявив ряд обвинений, я вынужден публично же ответить на этот вызов. В противном случае этого интервью попросту бы не было.
Когда задеты высшие государственные интересы, не существует иного пути кроме привлечения внимания общественности к истинному положению дел. Основная цель заявлений господина Шалару — оказать психологическое давление на президента Республики Молдова, Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами и правительство нашей страны, с тем, чтобы принудить эти государственные институты принять его предложения, которые абсолютно безосновательны. Эти заявления всего лишь политический шантаж со стороны личности безответственной и тщеславной, занимающей, тем не менее, важную государственную должность.
Министр Шалару действительно уже дважды обращался к президенту и правительству с предложением сместить вас с занимаемой должности?
Насколько я знаю — это правда. Как правда и то, что никаких оснований для моей отставки нет. Я далек от мысли, что обращения министра Шалару были проигнорированы. Они рассматривались на уровне Высшего совета безопасности и решение остается за Главнокомандующим.
Возникает логичный вопрос — какую цель преследует министр обороны? В чем его интерес?
Цель очевидна. Став министром обороны Анатол Шалару хочет, чтобы все считали его великим государственным деятелем. В ведомстве настоящих мужчин он чувствует себя неуютно. Моральный статус господина Шалару значительно ниже, чем у любого офицера, разделяющего бремя защиты государства, всю свою жизнь посвятившего стране и народу зачастую в ущерб личным интересам. Любой из них присягал Родине и готов, в случае необходимости, пожертвовать жизнью ради ее защиты.
А вот способен ли господин Шалару на подобную жертву? Уверен, что нет! Что сделал для Родины Анатол Шалару? Полагаю, что из его биографии всем ясно, что практически ничего. Только слова и заявления с политическим подтекстом и патриотической окраской. Конкретные факты же никому не известны. Но, ощущая свою моральную ущербность в сравнении с офицерами Национальной армии, он стремится создать впечатление, что все наоборот. С первого дня назначения министром обороны именно в этом заключается вся его деятельность.
Но почему он обвиняет лично вас?
Потому что именно я являюсь основным препятствием для осуществления его планов, которые в первую очередь направлены на личное обогащение за счет страны и армии. Он хочет развязать себе руки любой ценой.
С первого дня пребывания в должности министра он стремится окружить себя людьми, преданными не Родине, а лично ему. И для достижения этой цели, господин Шалару, всего за два месяца, не имея на то никаких оснований, незаконно, снял с должности всех командиров соединений и частей Национальной армии, большую часть начальников управлений и отделов Главного штаба и двух из трех заместителей начальника Главного штаба.
Кем же министр планирует вас заменить?
Офицером, который является его родственником.
Из заявлений Анатола Шалару следует, что этот офицер (речь идет о заместителе начальника Главного штаба. полковнике Эдуарде Охладчуке) как нельзя лучше подходит для должности начальника Главного штаба.
Этот офицер проходил службу, в основном, в кадровых органах и в Департаменте закупок и снабжения. Он не имеет современного военного образования, а также необходимой подготовки и опыта. Он не принимал участия в международных миссиях под эгидой НАТО, ООН или ОБСЕ. Не имеет навыков службы в составе совместных воинских контингентов с нашими стратегическими партнерами по развитию.
Наконец, он не в полной мере владеет иностранными языками, что абсолютно необходимо в нынешних условиях. В Национальной армии есть множество офицеров, превосходящих этого человека и в профессиональной подготовке, и в опыте, вполне способных занять этот ключевой пост. Правда, у них есть один недостаток — они не родственники господина Шалару.
«Как и у большинства нормальных людей у меня есть и нанаш, и несколько кумовей»
Министр обороны заявил, что во главе армии должен стоять офицер с западным образованием, компетентный, опытный, разделяющий современные взгляды на развитие вооруженных сил. Получается, что вы этим требованиям не соответствуете?
Будучи начальником Главного штаба, командующим Национальной армией, я руководствовался, руководствуюсь и буду руководствоваться принципами патриотизма, достоинства, профессионализма и самопожертвования. Я вырос в семье военнослужащего, где подобные понятия являются святыми. Я с отличием закончил Новосибирское высшее военное общевойсковое училище, факультет международного права ULIM и Командно-штабной колледж Сухопутных войск США. Я защитил мастерат и сейчас — докторант Института юридических и политических исследований Академии наук Молдовы. Офицерскую службу начинал в Воздушно-десантных войсках. В Национальной армии — с момента ее создания — с лета 1992 года. Прошел все основные ступени служебной лестницы — командир роты, начальник штаба и командир батальона, заместитель командира бригады, заместитель и начальник управления боевой подготовки Главного штаба. Принимал участие в трех международных постконфликтных операциях — в Ираке, Боснии и Герцеговине и в составе миссии ОБСЕ в Грузии. Кроме румынского, в разной степени владею английским, грузинским, русским и французским языками. Пожалуйста, можете сами сделать вывод, соответствую я предъявленным министром требованиям, или нет.
Министр обороны обвиняет вас в комфортном устройстве в армии ваших родственников.
До сей поры я не знал, что военная служба и, в частности, служба в Национальной армии РМ может считаться «комфортным устройством». На данный момент в нашей армии служат моя супруга — подполковник Инга Горган, у которой 19 лет выслуги, и дочь, которая пока лейтенант. Она, кстати, закончила Экономическую академию и военную кафедру при этом вузе. По результатам конкурса, проведенного посольством США в Молдове, она сейчас проходит военную подготовку в Америке. В моей семье все офицеры, и я этим горжусь. А глава нашей военной династии — мой отец, полковник в отставке Александр Горган, один из главных основателей Национальной армии, бывший замминистра обороны, экс-секретарь Высшего совета безопасности, советник президента Мирчи Снегура по вопросам обороны и безопасности, ветеран войны за территориальную целостность Республики Молдова, кавалер ордена «Штефан чел Маре». Не думаю, что нынешний министр, публично предъявляющий мне какие-то обвинения, может похвастаться подобными «комфортными устройствами» из собственной биографии.
Но Анатол Шалару говорит о кумовстве и нанашизме. Для этого есть основания?
Как и у большинства нормальных людей у меня есть и нанаш, и несколько кумовей. И все они служили Родине или служат сейчас. И, по-моему, в том, что они из военной среды, нет ничего странного. Я служу уже 24 года. Что ж мне отказаться от них, потому что этого хочет Анатол Шалару?
Министр также упоминает о каких-то хищениях в армии. Что он имеет в виду?
Я не знаю, о чем именно говорит господин Шалару. Думаю, что он просто пытается очернить мое имя. В связи с этим не могу не упомянуть об особом интересе, который с первого дня на посту министра Анатол Шалару проявляет к имуществу армии и земельным участкам, принадлежащим ведомству. Притом интерес министра носит, в основном, коммерческий характер.
Напомню, что, не имея разрешения Верховного Главнокомандующего, Высшего совета безопасности, парламентской комиссии и прочих профильных комиссий, уполномоченных заниматься коммерциализацией вооружения и военного имущества, не проконсультировавшись и не посоветовавшись с начальником Главного штаба, министр обороны Анатол Шалару, 16 февраля, в спешном порядке организовал весьма сомнительный аукцион, по продаже трех зенитно-ракетных комплексов С-125М1 «Нева».
И тут возникает законный вопрос: каким образом Анатол Шалару намерен теперь обеспечивать безопасность воздушного пространства Республики Молдова? А может, говоря о хищениях в военном ведомстве, министр обороны имеет в виду ущерб в 2,7 млн. леев, нанесенный государству подписью его родственника в контракте на поставку материала для пошива полевой формы военнослужащим Национальной армии? А ведь этот материал так и не пришлось использовать из-за неудовлетворительного качества. Камуфлированная расцветка смывается с него обычными щеткой и водой.
Есть и другие примеры незаконного использования казенных средств, которые нынешний министр инициировал и реализовал. Но это совсем другая история, которая представляет больший интерес для Национального центра по борьбе с коррупцией и прокуратуры.
А как складывались ваши взаимоотношения с предыдущими министрами обороны?
В бытность министрами обороны Валериу Троенко и Виорела Чиботару нам совместно удалось выстроить конструктивные и результативные служебные отношения. Они оба отличные профессионалы, организаторы, проводники интересов армии и прав офицеров, прапорщиков, сержантов и рядовых военнослужащих. С генералом Валериу Троенко мы рука об руку, и при поддержке офицеров и всего личного состава армии, в рекордные сроки реализовали масштабный комплекс мероприятий. В результате чего значительно вырос уровень боеготовности армии и обороноспособности нашего государства. Существенных разногласий ни с одним из прошлых министров у меня не было.
«Армия сегодня не только обезглавлена, но и деморализована путем разного рода инсинуаций»
С приходом нового министра Анатола Шалару вам были поставлены какие-либо условия, которых в прошлом не было?
Да. Господин Шалару потребовал от меня ни в какой форме не препятствовать его замыслам, относительно армии и всецело поддерживать его решения, в чем бы они не заключались. Кроме того, он сообщил, что не намерен со мной консультироваться. Я сказал, в ответ, что это не приемлемо, и я не намерен ему потворствовать.
А что гласит законодательство в вопросе компетенций министра обороны, который, как известно, в нашей стране лицо гражданское?
Ст. 34 Закона о национальной обороне четко определяет, что непосредственное руководство Национальной армией осуществляется министром обороны посредством Главного штаба. Соответственно, никакие действия, связанные с личным составом армии и его профессиональной подготовкой, не могут осуществляться без консультаций и координации с Главным штабом. Однако, господин Шалару все шесть месяцев пребывания в должности главы оборонного ведомства эти положения закона игнорирует. Сотни офицеров были сняты с должностей, назначены и откомандированы без учета мнения начальника Главного штаба. Более того, Шалару самовластно изменил структуру Главного штаба и самой Национальной армии.
А как вы прокомментируете обвинения министра обороны в том, что лично вы несете ответственность за увеличение количества правонарушений в армии?
Это обыкновенная попытка манипулировать общественным мнением посредством лжи, что свойственно министру Шалару. Правда в том, что в последние шесть месяцев, то есть с приходом Анатола Шалару, количество правонарушений в армии действительно увеличилось. А все остальное — просто ложь и попытки возложить всю вину лично на меня.
С октября 2015 года министр обороны настойчиво отодвигает меня от практического военного руководства армией. Все атрибуты непосредственного управления войсками господин Шалару взял на себя. Он тщится любой ценой доказать, что я не способен исполнять возложенные обязанности. Он лично, без всякого участия Главного штаба, отбирает, назначает и снимает с должностей командиров воинских частей, а также начальников управлений и отделов Главного штаба. Проводятся так называемые оптимизации и чистка рядов.
Результатом стало увеличение административного персонала и количества сотрудников центрального аппарата минобороны, остановились все процессы, связанные с наращиванием боевых возможностей и модернизацией армии. Армия сегодня не только обезглавлена, но и деморализована путем разного рода инсинуаций, интриг, слухов и анонимных писем, посредством которых дискредитируются командующий Национальной армией и все офицеры, которых продвигали бывшие министры. Так что ничего удивительного в росте количества правонарушений в армии нет. По-другому просто и быть не может.
Хочу отметить, что в 2014 году, с которым проводится сравнение, командующим Национальной армией был тоже я, а вот министрами были другие люди, более способные и лучше подготовленные профессионально, обладавшие прекрасными организаторскими способностями.
Планируете ли Вы что-то предпринять, раз считаете декларированные министром обвинения необоснованными?
Безусловно! Я буду всеми законными средствами защищать свое личное достоинство. И как генерал, и как гражданин. Также, как и достоинство любого военнослужащего Национальной армии. Пока я занимаю должность начальника Главного штаба, командующего Национальной армией, я буду предпринимать все необходимые меры, чтобы смягчить негативные последствия заявлений господина Шалару, которые определенно направлены во вред морально-психологическому состоянию личного состава Национальной армии и обороноспособности Республики Молдова.
www.newsmaker.md