29.12.2015 15:30
Итоги года: Экономика в минусе – банки в плюсе
2015 год прошел на фоне скандалов в банковско-финансовой сфере Молдовы. На протяжении всего года всплывали новые подробности «кражи века» - вывода порядка $1 миллиарда из Unibank, Banca Sociala, Banca de Economii, что равнозначно 13-18% ВВП страны (по различным оценкам). Результатом кражи стала инфляция и девальвация молдавского лея. Последствия аферы ощутил на себе каждый: и бизнесмены, и рядовые граждане.
Обесценились зарплаты, выросли цены на продовольственные товары и энергоресурсы, кредиты стали неподъемными не только для физических лиц, но и для бизнесменов, экономика сжалась. В проигрыше оказались почти все. Среди малочисленных выигравших от «кражи века», как показало время, оказались другие банки.
Коршуны да вороны
16 октября 2015 года Национальный банк принял решение отозвать лицензию у Banca de Economii, Unibank, Banca Sociala. Эта новость не стала для всех шокирующей и неожиданной, как это было в предыдущие годы. К примеру, мало кто ожидал, что накануне парламентских выборов 2009 года Нацбанк решится на такой непопулярный шаг, как отзыв лицензии у Investprivatbank.
В этот раз молдавские власти не стали рисковать и накануне парламентских выборов 30 ноября 2014 года они ввели лишь специальное управление в Banca de Economii. Решение, конечно же, по классике жанра держалось в секрете. Как ни как, на кону стояла очередная победа на парламентских выборах.
«Разгребать» последствия кражи века стали уже после того, как стало ясно, что правящие на тот момент партии получили большинство в парламенте. Решение о начале ликвидации трех проблемных банков далось молдавским властям нелегко. На его обдумывание у них ушло девять месяцев. Подготовка к началу ликвидации трех банков шла полным ходом примерно два месяца.
И уже к началу октября банки лишились существенной доли своей клиентской базы, депозитов, обслуживаемых счетов, в том числе государственных и социальных выплат. В банках осталась несущественная доля активов – в основном имущество и лишь миллиардные долги заемщиков (примерно 13,5 млрд леев). Куда же делись активы трех проблемных банков?
Ответ на этот вопрос легко получить, проанализировав статистику Национального банка. Если верить данным, основная часть высвободившихся ресурсов трех банков перекочевала в другие банки. Теперь банковский рынок уже поделен не между 14, а 11 игроками. Поэтому можно смело сказать, что больше всего от ликвидации трех банков выиграли другие банки.
Богатые богатеют
Анализ основных показателей банков – активы, кредитный портфель, депозитный портфель, прибыль демонстрируют несколько наметившихся тенденций в 2015 году.
Первая из них – укрупнение наиболее крупных банков. Если на конец 2014 года на тройку первых трех банков: Moldova-Agroindbank, Moldindconbank, Victoriabank - приходилось примерно 46% от всего рынка, то уже на конец ноября 2015 года их доля увеличилась на 20% - до 66,5%.
В основном их доля увеличилась за счет первых двух банков: Moldova-Agroindbank и Moldindconbank. Активы Moldova-Agroindbank увеличились с 15,062 (на конец ноября 2014 года) до 18,381 млрд леев (на конец ноября 2015 года), Moldindconbank – с 12,446 до 15,635 млрд леев. Активы Victoriabank сократились с 12,701 до 11,741 млрд леев.
На первую пятерку банков и вовсе приходится 84% всего рынка. Помимо трех вышеперечисленных в пятерку входит французский Mobiasbancă и итальянский Eximbank. Всего активы на ноябрь 2015 года составили 68,862 млрд леев.
Экономика сужается, прибыль растет
Помимо укрупнения банков, прослеживается и другая тенденция. Рост прибыльности банков. И это происходит вопреки сжатию экономики. Уже в третьем квартале этого года наметилась тенденция к падению молдавского ВВП. Экономика страны за это время сузилась на 3,7% относительно того же периода 2014-го, а с учетом сезонных корректировок - падение составило 4,1%. С начала года пока зарегистрирован рост, но он незначителен – 0,5%. По итогам года ожидается падение экономики на 2%.
Несмотря на спад в экономике, у молдавских банков прибыль растет. По итогам ноября прибыль достигла 1,647 млрд леев против 1,05 млрд леев годовой давности. За год прибыль увеличилась на 56%. И это, учитывая, что год назад в стране было на три банка больше, а у Eximbank был убыток в размере 154,3 млн леев.
С прибылью примерно такая же ситуация, что и с активами: порядка 70% прибыли приходится на первые три банка. Moldova Agroindbank заработал 466,6 млн леев, Moldindconbank - 380,7 млн леев, Victoriabank - 281,6 млн леев.
Неподъемные кредиты
Рост прибыли также происходит на фоне роста процентных ставок по депозитам и сокращении объемов кредитования.
Проценты по депозитам в молдавских леях для физических лиц достигли 16-18%, хотя еще год назад они составляли 9-12%. В иностранной валюте проценты сократились вдвое. Несмотря на это, объем долларовых и евровых депозитов увеличился. В общем же объем депозитов за год сократился с 66,405 млрд леев до 49,505 млрд леев. Снижение примерно на четверть депозитов связано как раз с межбанковскими размещениями трех проблемных банков – это так называемая карусель – схема, которую использовали для вывода миллиарда.
Что касается кредитного портфеля, то он тоже сузился. На конец ноября объем кредитного портфеля составил 38,732 млрд леев, сократившись за год с 40,654 млрд леев. Причины сокращения кредитования очевидны – это рост процентных ставок по кредитам и нестабильность в стране.
О высоких процентных ставках говорят все бизнесмены. «Как можно брать кредиты под 20%?Ведь это убийственно для бизнеса. Никто не будет закладывать в цену рентабельность более 10-15%. Ведь это автоматически приводит к неконкурентоспособности на рынке», - сказал один из бывших министров, владеющий собственным бизнесом.
Инфляция, девальвация и стагнация
Впрочем, если проанализировать причины роста процентов по кредитам, то мы вернемся к украденному миллиарду. Массовая скупка иностранной валюты для вывода за рубеж и предоставление помощи трем банкам привела к обесцениванию национальной валюты. С начала 2014 года она обесценилась более чем наполовину.
Девальвация лея привела к инфляции. Вот уже десять месяцев она превысила все обозначенные Нацбанком параметры, а с августа она уже двухзначна. На конец ноября годовая инфляция достигла 13,5% при том, что уровень доходов населения упал. Согласно данным Национального бюро статистики, в октябре 2015, средняя номинальная начисленная заработная плата составила 4564,9 лея, снизившись на 6,4% в реальном выражении.
Тем временем борьба с инфляцией стала основной причиной увеличения Нацбанком процентных ставок: базовой ставки до 19,5%, депозитам и кредитам овернайт – до 16,5 и 22,5% соответственно, нормы резервирования. А увеличение ставок привело к удорожанию для банков обслуживания депозитов, а, следовательно, к увеличению процентных ставок по кредитам, чтобы покрыть увеличившиеся расходы на привлечение депозитов.
Этот круговорот как нельзя лучше демонстрирует связь между всеми звеньями одной цепи, которые и определяет развитие экономики, бизнеса и населения. В случае, если одно из звеньев дало трещину, то страдает вся цепочка. В этом же случае трещину дали все структуры власти, которые не справились с основной своей задачей - развитие экономики. А от "кражи века" пострадала вся экономика.
Источник: noi.md