19.05.2016 15:18
Как государство обмануло виноделов
Первый опыт частно-государственного партнёрства в Молдове выливается в скандал и может закончиться провалом.
Когда начинался этот проект в 2013 г., скептики утверждали, что бизнесу нельзя верить государству и вести с ним дело, потому что оно обязательно «кинет», и самый большой рэкетир – это государство. Похоже, они правы, государство таки «кинуло» целую отрасль. Несмотря на то, что виноградари и виноделы договорились с государством на равных формировать фонд винограда и вина, и производители в него платят четвёртый год подряд, из госбюджета не перечислено ни одного бана. А после того, как отрасль решила защитить свои права в суде, к истцу засылают одну проверку за другой. Видимо, чтобы «не высовывались».
Что это за партнёрство?
Национальное бюро винограда и вина (НБВиВ) создано на основе частно-государственного партнёрства и является единственной такого рода структурой в нашей стране. Это – госучреждение при Министерстве сельского хозяйства и пищевой промышленности, финансово автономное, не прибыльное, действует на принципах самоуправления, им руководит Координационный совет, состоящий из 13 человек (из них трое делегированы Минсельхозом, остальные – от ассоциаций производителей) и директор.
Такую модель нам предложили доноры – проект CEED/USAID, и она была поддержана бизнесом. За неё было сломано немало копий, но всё-таки удалось убедить и парламент, и правительство, чтобы отдать управление отраслью в руки предпринимателей – НБВиВ. В конце 2012 г. был принят целый пакет изменений в ряде законов, имевших, без преувеличения, революционный эффект.
Благодаря тем изменениям, в Молдове – единственной стране на постсоветском пространстве - виноградарством и виноделием стал управлять орган, в руководство которым бизнес делегировал своих представителей (Минсельхоз определяет политику в отрасли, а НБВиВ её реализует). В декабре 2013 г. на основе конкурса был назначен директор бюро – бывший генеральный директор компании Chateau Vartely Дмитрий Мунтяну.
Деятельность бюро финансируется из фонда винограда и вина. Производители с каждого проданного килограмма винограда, привитого саженца, каждой реализованной бутылки вина, каждого литра виноматериалов и продукции на основе вина платят сбор в фонд винограда и вина. А государство должно внести свою долю, равную этой сумме.
Деньги из фонда, кроме содержания НБВиВ, расходуются на продвижение экспорта виноградно-винодельческой продукции и всего, что с этим связано, на управление производством вин с географическим указанием, с охраняемым наименованием места происхождения и под брендом страны Wine of Moldova. Также средства направляются на различные программы для развития отрасли.
«Где деньги, Зин?»
Интересно, что наши власти, в принципе, не против выделения денег в этот фонд, ведь от растущего винного экспорта государство тоже получает выгоду. Но вместе с тем они играют в какие-то странные игры. Несмотря на то, что НБВиВ было создано в конце 2013 г., предприятия начали платить сбор с тех пор, как вступили в силу изменения в Законе о винограде и вине (в начале 2013 г.) и заплатили за 2013 г. почти 13 млн леев.
Минфин свою долю перечислил 29 декабря 2014 г. на казначейский счет бюро, но оно не смогло ими воспользоваться, потому что в Закон о бюджете на 2015 г. эти средства не были включены, и во время его ректификации тоже, а 30 декабря 2015 г. Минфин отозвал эту сумму как неиспользованную. В общем, помахали, как морковкой, и спрятали. Но, кроме того, со счета бюро заодно ушли и деньги, поступившие от производителей и доноров – 378,8 тыс. леев! Это уже грабёж чистой воды.
В августе - ноябре 2015-го Агентство по интервенциям и платежам в сельском хозяйстве (AIPA) при Минсельхозе подготовило платежные поручения, чтобы перечислить в фонд винограда и вина госдолю за 2014 г. – более 13 млн леев, но Минфин не дал им хода. В итоге государство за эти два года задолжало в фонд свыше 26 млн леев. О доли за 2015 г. пока речь не шла.
Потом Минфин вообще отказался от того, что за 2013 г. надо платить в фонд, потому что НБВиВ в то время еще не работало. Бизнес возмутился и через парламент добился зачёта своих взносов в качестве аванса по платежам в 2015 г.
Поскольку денег не было, НБВиВ было вынуждено сократить программу по продвижению молдавских вин на некоторых рынках, в первую очередь в Польше, Чехии и Румынии. А ведь с ними столько надежд было связано – найти импортёров, дистрибьюторов, увеличить продажи. Для многих эта активность – последний шанс выжить и сохранить бизнес.
Власти делают вид, что ничего не замечают. Но нужно признать, что ситуация в отечественном виноделии очень плачевная, оно так и не смогло оправиться после двух эмбарго (в 2006 г. и 2013 г.). Государство тогда ничем не помогло отрасли, даже не объявив форс-мажора в 2006 г. Сегодня прибыльные предприятия можно пересчитать по пальцам. А порядка 35 винзаводов уже официально стали банкротами.
Только в суд
- Когда эта информация была донесена до Координационного совета, было принято решение о том, что НБВиВ должно взыскать задолженность через суд, потому что компании чувствуют себя не в равных условиях с государством, - говорит Дмитрий Мунтяну. - Реформа, которая была проведена, и которую поддержали производители, стоит на одной ноге, потому что предприятия платят, а государство нет. Получается, что больше двух лет работа НБВиВ финансируется только за счет отрасли и доноров (CBI, USAID, немного MIEPO и других), от государства не поступило ни одного бана. Некоторые предприятия, видя, что государство свои обязательства игнорирует, тоже начали себе позволять задерживать платежи в фонд винограда и вина.
По закону, государственная налоговая инспекция должна отслеживать налоговые платежи, но этого не делается под разными предлогами. На самом деле объяснение очень простое – сборы в фонд не являются частью фискальных платежей, поэтому налоговикам они не интересны, т.к. это не те показатели, за которые они отчитываются, премируются и т.д.
В общем, интересная ситуация: государство не хочет давать денег, но и собрать их, согласно законодательству, с тех предприятий, которые должны заплатить, тоже не помогает. Иск в суд подан в марте. Первое заседание назначено на… август. То есть ещё минимум год пройдет.
То, что мы подали в суд – это вынужденная мера, к которой прибегать не хотели. Мы встречались и с министром финансов, его заместителями и руководителями соответствующих подразделений. У нас есть протокол о том, что Минфин подтверждает свою задолженность в фонд винограда и вина 26 млн леев за 2013 и 2014 гг., но главная проблема - не известно, когда она будет погашена.
Все говорят только, что во второй половине года. Я понимаю, что в стране кризис. Однако получается, мы действительно стремимся что-то сделать, чтобы изменить ситуацию в виноделии, но, по сути, отрасль оказалась предоставленной самой себе. Те инициативы не поддержаны государством финансово.
Верите ли вы в совпадения?
Как только НБВиВ (в январе) направило в Минфин предварительный запрос о погашении долгов в фонд, пришёл проверяющий из Финансовой инспекции при Минфине с комплексной финансовой проверкой за период с 1 января 2013 г. (внимание: директор был назначен 26 декабря 2013 г., а штат набран в апреле 2014 г.) по 1 января 2016 г.
В связи с этим возникает вопрос – что пришёл искать инспектор, имея в виду неправильное расходование казённых денег, если там нет ни одного лея из госбюджета? Вопрос, конечно, риторический. Более того, по Закону о публичных финансах и бюджетно-налоговой ответственности, Фининспекция вообще не имеет права проверять НБВиВ, т.к. оно подчиняется Минсельхозу и является госучреждением на самоуправлении. Такие структуры «могут подвергаться финансовому инспектированию только по запросу правоохранительных органов или парламента», чего не было.
А с учетом того, что был отменён предыдущий закон - о бюджетной системе и бюджетном процессе (1996 г.), на основе которого было издано Положение об организации и функционировании Финансовой инспекции, она вообще никого не имеет права проверять.
Тем не менее, инспектор нашёл, что для зарплаты директора и его зама неправильно, на его взгляд, установлены коэффициенты. Однако, по закону, это определяет Координационный совет, чтобы была прозрачная схема заработной платы, не как в некоторых структурах, где базовая зарплата небольшая, а к ней выплачиваются, непонятно за что, всякие премии и надбавки, благодаря которым она вырастает в разы. И в отрасли требовали, чтобы зарплата сотрудников бюро была без ухищрений.
Когда инспектор по результатам проверки уже выдал предписание, НБВиВ не согласилось с его выводами. Тогда в Фининспекции решили продолжить проверку, углубившись в изучение зарплат сотрудников бюро. Якобы они были приняты с испытательным сроком в три месяца, и в этот период должны были получать только базовую зарплату, без начисления доплаты в 50%, как было прописано в регламенте, который утвердил КС. Однако часть работников была принята на основе конкурса. По закону, в таком случае не применяется испытательный срок. Выводы Фининспекции НБВиВ тоже намерено опротестовать в суде. В народе это называется мышиной возней.
Извините, что не украли…
Автор этих строк говорил со многими представителями отрасли. Они все говорят о том, что им не понятно, почему хорошие начинания не находят поддержки у власти? Национальное бюро винограда и вина реально пытается что-то сделать для ведущей отрасли и в целом для страны, чтобы мы могли гордиться своими винами. Почему ему мешают? Потому что там всё прозрачно и ничего не украдено, как в других структурах? Ну, извините, что не украли… Говорят проблема в том, что они, как говорится, не в системе.
В такой ситуации и виноделы начинают терять мотивацию. Конечно, они понимают необходимость совместного участия в исправлении ситуации в отрасли, работы над качеством, но опять же в этом очень важна поддержка. В проект бюджета на 2016 г. включена сумма для фонда винограда и вина вместе с долгами. Но когда их реально дадут? Из-за недостаточного финансирования деятельность НБВиВ сводится к какому-то обязательному минимуму.
Чтобы планировать деятельность НБВиВ, нужно четкое понимание, каким бюджетом он может располагать, потому что поступления от предприятий – спорадические, после отгрузки продукции в течение 120 дней. И не известно, когда и какая сумма появится. Планы есть, но реализовать их нет возможности, потому что, например, рекламная кампания молдавских вин в Польше стоит 200-250 тыс. евро. При этом есть мероприятия, от проведения которых отрасль не может отказаться, как День вина, или от участия в выставках Prowein в Дюссельдорфе, World Bulk Wine (для вин наливом) в Амстердаме или в Китае. Поэтому какие-то блоки просто приходится вынимать из плана.
Стараемся обходиться малой кровью
- Деньги, которые были собраны от предприятий в фонде винограда и вина, мы старались расходовать таким образом, чтобы до тех пор, пока не поступит финансирование от государства, не остаться с дырой в своем бюджете. Но даже те мероприятия, которые мы провели в США, в том числе появление информации о молдавских винах на телеканале FoxNews, в газетах Washington Post, Financial Times все равно дают эффект – экспорт в США за год увеличился в два раза. Мы планируем привезти импортеров и дистрибьюторов из США к нам. Но не знаю, что бы мы делали без финансовой помощи доноров, потому что нам самим многие проекты сложно реализовывать, - констатитует директор НБВиВ.
Ведущая в винном бизнесе выставка ProWein, в которой участвовали отечественные предприятия, несомненно, дает эффект, но и обходится дорого - порядка 100 тыс. евро. Но их там стали замечать и отмечать. Кстати, экспорт в страны ЕС увеличился на 33%. Благодаря поездкам на выставки в Китай, предприятия находят новых партнёров. За прошлый год был зарегистрирован 100-процентный рост поставок на китайский рынок, по сравнению с 2014 г. Есть рост и в Румынии. В румынской прессе писали, что участие молдавских производителей в выставке Good Wine общим стендом под брендом Wine of Moldova впечатлило многих специалистов.
С помощью доноров в Молдову привозили много иностранных журналистов из США, Великобритании, Польши, Чехии, Словакии, Румынии, Китая. Написанная ими информация расходится в массы. Это позволяет говорить, что если человек что-то узнает о Молдове и молдавском вине, он с большей вероятностью купит это вино даже из любопытства. И виноделам проще общаться с импортерами, когда люди знают о такой стране и её винах.
По словам Мунтяну, в бюро не чураются никаких инструментов, если требуется минимальное финансовое вложение, но они могут дать эффект в поиске партнеров на каких-то рынках или в информировании потенциальных импортеров. Так, в Эстонии тоже постарались обойтись малой кровью: при помощи Посольства РМ в начале 2015 г. была организована и профинансирована при поддержке Министерства сельского хозяйства Эстонии дегустация молдавских вин в одном из отелей Таллинна, куда были приглашены импортеры, дистрибьюторы, представители торговых сетей. Также эстонская сторона бесплатно предоставила для наших предприятий площадь и стенд на выставке Tallinn food expo. И поставки нашей винодельческой продукции за прошлый год в Эстонию тоже выросли в два раза.
Также налажено сотрудничество с молдавским посольством в Канаде. В прошлом году оно провело презентации молдавских вин в Монреале и Торонто, в этом году – в рамках Дня Молдовы тоже были представлены молдавские вина. На мероприятие были приглашены представители канадского парламента, госмонополии провинции Квебек.
В конце мая должен открыться Город вина в Бордо – постоянно действующая экспозиция, где будут выставлены вина из всех стран. От десяти предприятий отправили вина, обязуясь в течение года обеспечивать экспозицию определенным количеством вин для дегустаций. В свою очередь французская сторона предоставит нам возможность проводить там мероприятия по продвижению.
И в пропаганде потребления вина в Молдове есть эффект. Об этом говорит такой факт: года четыре назад даже в пиццериях редко пили вино, а теперь заказывают. День вина, хотя в прошлом году не удалось полноценно организовать, в 2014 г. произошло смещение акцента с, как многие считали, «пьянки в центре города» к более культурно-образовательному мероприятию. Задача - не просто популяризация потребления, а донести до людей культуру потребления вина. Возникший спонтанно в прошлом году концепт Фестиваля открытых дверей на винзаводах тоже считается удачным. Многим День вина на винзаводах понравился даже больше, чем на площади.
Имидж без качества - ничто
- Однако необходимо повышать не только имидж молдавских вин, но и их качество, чтобы между ними не было разрыва. В этом роль государства сложно переоценить, - убежден Дмитрий Мунтяну. - Вместе с министерством в какой-то мере мы довели до ума, правда, ещё не до конца, законодательную базу. Недавно были авторизированы дегустаторы. Составленные из них дегустационные комиссии создадут своеобразный фильтр для вин, которыми мы хотим гордиться, потом этому будет способствовать и цифровой реестр виноградников, который должен быть завершен до конца года. В нём уже зарегистрировано более 15 тыс. владельцев виноградников.
Если мы хотим, чтобы нашу продукцию ценили во всем мире, то для этого мы должны продемонстрировать, что её производство прозрачно, у нас есть система и механизм контроля. У нас налаживается система работы с ассоциациями производителей вин с географическим указанием. Первые производители таких вин взяты на учет, т.е. мы идем по пути, который позволит нам говорить о том, что общий уровень качества вина в Молдове повысился.
Но для этого реформу отрасли надо продолжать и предприятиям нужно помочь субсидиями. И речь не только об оборудовании. У нас сократилась площадь виноградников. В настоящее время выкорчевывают больше, чем сажают. Уже сегодня виноделы говорят о дефиците качественного винограда.
Чтобы не было паршивой овцы
По мнению собеседника, создаваемую базу для продвижения качественных вин необходимо поддержать более тщательным государственным контролем не только вин, которые претендуют на право носить географическое указание или бренд Wine of Moldova, но и остальных вин. В частности, необходима выборочная проверка образцов на определение наличия в них воды, сахара и спирта не виноградного происхождения. Это позволит оградить честных производителей от нелояльной конкуренции и тех рисков, которые могут возникнуть в связи с испорченной репутацией молдавских вин.
Проводя те или иные мероприятия по продвижению молдавских вин, мы инвестируем значительные суммы. И если появится одна паршивая овца, которая испортит имидж молдавского вина, мы не отмоемся, и все деньги будут выброшены на ветер. Значение государственного контроля сложно переоценить.
НБВиВ предлагает внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях и наделить Государственную инспекцию по надзору над алкогольной продукцией правом штрафовать экономических агентов. В других странах подобные инспекции контролируют продукт на всех этапах его создания - от винограда до вина, которое продается в магазинах, и применяют санкции. Нашим разрешается проверять только производство.
Сложно переоценить
Несмотря на все перипетии, можно говорить, что виноградарство и виноделие остаётся стратегической отраслью, сохраняя свою важность для национальной экономики. Давайте посчитаем, сколько человек в ней заняты?
Всеобщая сельскохозяйственная перепись 2010 г. показала около 80 тыс. владельцев участков виноградников. Умножим хотя бы на два члена семьи – это 160 тыс. только виноградарей, т.е. какая-то часть их семейного бюджета зависит от этой культуры. А если добавить винодельческую промышленность и сопутствующие отрасли – стекольную, картонную, транспортную, маркетинговые агентства, то получится намного больше 200 тыс. человек активного населения. Поэтому нельзя забывать об этой отрасли, её надо поддерживать.