27.08.2015 10:35
Курс приднестровского рубля определяет Москва, - полагают эксперты
Что на самом деле означают заявления лидера непризнанной ПМР Евгения Шевчука? В пятницу, он говорит о возможности девальвации приднестровского рубля, а в понедельник – ставит задачу главе Приднестровского республиканского банка – продолжать удерживать тот же рубль любой ценой. На эту тему размышляют приглашенные МВС TV эксперты Валерий Лицкай и Андрей Сафонов.
«Конечно, речь идет о зондаже, - поделился с МВС TV бывший руководитель внешнеполитического ведомства непризнанной ПМР Валерий Лицкай. – Нет в Приднестровье никакой общественности или части населения, которой мечталось бы о девальвации. Все ходы здесь очень просты и лежат на поверхности. Так вот зондаж дал предсказуемые результаты и Евгений Шевчук пока не может пойти на девальвацию приднестровского рубля. Вот он и говорит банкиру: - Держи! Выборы же на носу. Но на всякий случай – спросил, «а вдруг прокатит». В Тирасполе недавно издана толстая брошюра на эту тему, где излагаются всякие варианты. Мол, если мы девальвируем рубль – невыплаты зарплат и пенсий сократятся до 15 – 10 процентов. Евгений Шевчук -вынужден что-то делать, вертеться, предпринимать эдакие малые маневры».
По мнению Валерия Лицкая ситуация зависит от того, предоставит ли Россия средства режиму Шевчука: «Все зависит от того подаст – или не подаст Россия. Решаться все будет не сейчас, а к октябрю. А сейчас – разведка, зондажи», - считает Валерий Лицкай.
Это мнение разделяет и другой эксперт МВС TV, политолог и правозащитник Андрей Сафонов, который сам раньше баллотировался на пост президента непризнанной ПМР: «Судя по противоречивым заявлениям Евгения Шевчука, сделанным в последние дни, власть ПМР ещё не решила: девальвировать ли рубль, и, если да, то насколько? Для колебаний основания есть. С одной стороны, жёсткий курс рубля подрывает экономику. Деньги вымываются из ПМР в Молдову и Украину, где приднестровцы закупают продовольствие, ширпотреб, домашнюю технику. С другой – вряд ли возможен возврат к ситуации, когда сравнительно недорогие товары можно было приобрести «не отходя от приднестровской кассы».
Главная проблема – это срезанные 30% пенсий и заработных плат. Людям реально не хватает денег, а куда деньги подевались, никто не сообщает. Засекречены данные по Стабилизационному фонду и «газовому счёту», откуда всегда брали средства на социальные выплаты. На фоне такой «дыры» вдруг появились некие внебюджетные фонды, за счет которых якобы благоустраивают территории в городах Приднестровья, но возврата 30% так и не происходит. В случае девальвации людям вернут задолженность обесцененными деньгами, что, конечно, их еще больше озлобит.
Один из возможных выходов – это обращение к России за экстренной финансовой помощью под конкретные целевые программы. Но нет признаков того, что Кремль готов помогать «под» нынешнее приднестровское руководство.