30.05.2016 09:19

Молдавская экономика: такой высокой нормы потребления нет даже в США!

Состоявшийся недавно в Кишиневе бизнес-форум «Республика Молдова в новом региональном контексте» был интересен сделанными на нём некоторыми неожиданными политическими и экономическими заявлениями и выводами.


Политику заметили все, а экономику нет. А что же говорили эксперты о молдавской экономике?

Взгляд постороннего


Управляющий инвестфондом и член экспертного совета крупнейшей бизнес-ассоциации РФ «Деловая Россия» Владислав Жуковский отметил отличительные особенности молдавской экономики не так, как это делают наши чиновники:

- Это небольшая экономика регионального типа: $6,5 млрд ВВП – по меркам мировой экономики, практически ничто, т.е. примерно 0,01% мирового ВВП. Поэтому, с одной стороны, это определяет некоторые преимущества, но и накладывает ограничения, в частности, на внутренний платежеспособный спрос и на возможность построения полноценных вертикально и горизонтально интегрированных цепочек создания добавленной стоимости в рамках своей экономики. То есть вопросы интеграции, кооперации и взаимодействия с другими макрорегионами, как никогда, актуальны, будь то ЕС или Ближний восток или Россия. Поэтому многовекторность, безусловно, необходима.

Молдова сумела привлечь почти $3,5 млрд инвестиций, т.е. относительно величины экономики это достаточно много – больше половины ВВП, с другой стороны, есть ещё колоссальный потенциал. Норма капитала в вашей стране - примерно 15-16%, что открывает огромные перспективы для экономики Молдовы. Поэтому в ближайшие пять лет необходимо накопление капитала в зарубежных инвестициях в полтора-два раза больше. Но для этого нужно создавать необходимые требования и условия.

Молдова входит в лидирующие позиции в мире (в первые восемь-десять стран) по расходам на здравоохранение (12% ВВП) и образование (8-10%) от ВВП. Этот уровень могут себе позволить немногие страны. При этом по продолжительности жизни – 70 лет Молдова занимает 142 место в мире. По детской и материнской смертности – 120 и 130 места. Поэтому система изменения институтов, повышение качества оказываемых государственных услуг является одной из необходимых и ключевых.

Бессмысленно говорить, что экономика будет качественно развиваться, становиться все более производительной и конкурентоспособной в ситуации, когда на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки Молдова тратит меньше 0,35% ВВП. ЕС, в который Молдова хочет войти, тратит на эти цели от 2 до 3% от ВВП, что обеспечивает колоссальное технологическое развитие, Россия – 1%.

Нам есть чем «гордиться»


Один из поводов для гордости в нашей стране, по мнению Жуковского, – это достаточно низкий уровень дифференциации, поляризации общества в Молдове, коэффициент Джини у нас – 0,28 (чем ближе значение к 1, тем больше расслоение общества), что, в принципе, неплохо, т.к. нет такой глубокой пропасти между сверхбогатыми и сверхбедными.

Но это компенсируется тем, что средний уровень жизни в нашей республике - весьма низкий ($250 средней зарплаты). С другой стороны, это является конкурентным преимуществом, особенно после девальвации национальной валюты. Но реализовать его еще нужно суметь. Как показывает опыт России, легко уронить национальную валюту, но крайне сложно связать с ней какие-либо преимущества.

Также эксперт отметил интересную структуру нашего ВВП. Настолько высокой нормы потребления, как в Молдове, нет даже в США! То есть потребление в РМ составляет почти 87% от ВВП, при этом позволить себе такой уровень, по большому счету, не в силах даже США и другие экономически развитые страны. Но при этом своих инвестиций – всего лишь 15%, что крайне низко и неадекватно.

Молдова – транзитная зона


- Молдавия должна выступать в нескольких ипостасях – как транзитная зона между регионами Азии и Европы; России, Европы и Ближнего востока, - говорит Владислав Жуковский. - С другой стороны – безусловно, необходима более разумная интеграция в систему международного разделения труда, т.к. мировая экономика насыщена и глобализирована, потребление во всем мире находится в кризисе, поэтому расширять его дальше некуда.

Когда рынки сбыта ограничены, принципиально важно выстраивать максимально эффективные, с минимальными издержками горизонтальные связи взаимодействия с другими регионами, в том числе и в восточной и центральной Европе, и с Россией.

Самая сложная задача – как грамотно интегрироваться в эти глобальные структуры, при этом сохраняя свои национальные интересы и повышая глубину переработки собственного сырья в стране. Учитывая, что $4 млрд – это импорт и $2 млрд – экспорт, а вся экономика – $6,5 млрд, это на самом деле несет в себе очень высокие риски.

А с другой стороны дает серьезный повод задуматься, что можно было бы импортозаместить по товарам и услугам? Ведь это дало бы увеличение поступлений в бюджет, рост добавленной стоимости и новые рабочие места. Но есть ли для этого долгосрочная экономическая политика и стратегия? Как показывает практика большинства стран СНГ, все упирается в то, что предприниматели не понимают, чего хочет государство, каковы стратегия и генеральная линия? Обычно принимается какое-то решение, в зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.

Молдавская экономика, будучи регионального типа, могла бы в условиях глобализации выступить своего рода моделью аутсорсинга. Мировая экономика становится все менее ресурсоемкой, а все более капиталоемкой и все менее зависимой от источников сырья. И в этом случае предоставление именно качественных услуг в области высоких технологий является необходимым. Говорят молдавские IT-специалисты, как белорусские и украинские, считаются одними из лучших в Восточной Европе. Это одна из тех ниш, куда следует двигаться.

За евроинтеграцией конкуренцию не видят


Российский эксперт обратил внимание в выступлениях местных и европейских чиновников на постулат о том, что Молдове надо двигаться на Запад. Однако говоря об экономической евроинтеграции, они не видят бизнес-конкуренции.

- Никто не ждет молдавский бизнес ни в России, ни в Европе с распростертыми объятиями. Поэтому говоря, с кем надо сотрудничать, с Западом или с Востоком, нужно понимать, что все предприниматели - единоличники, которые кооперируются в собственных интересах.

Это вопрос создания максимально выгодных условий для интеграции и привлечения капитала, а не превращения в рынок сбыта для какой-то продукции, что происходит с экономикой многих стран Восточной Европы, став ключевой проблемой.

В Молдове добавленная стоимость на одного работника в сельском хозяйстве, которое является одним из локомотивов экономики Молдовы и одной из основных экспортных статей, по данным ВБ, составляет примерно $2,5 тыс. Ваши конкуренты из Испании создают добавленной стоимости $45-50 тыс. на работника, в Норвегии – около $70 тыс. В среднем в европейских странах – примерно в 20 раз больше, чем в Молдове.

Поэтому, с одной стороны, планы – двигаться на Запад понятны, но, с другой стороны, глобальную конкуренцию никто не отменял. Если молдавский бизнес плохо структурирован, плохо подготовлен, неконкурентоспособен, не может объединяться, не хочет консолидироваться, то ни Европа, ни Китай, ни Америка, никто угодно не поможет.

Бизнес с Россией


Поскольку большая часть молдавской продукции ориентирована на российский рынок, для нас важно знать, на что мы там могли бы рассчитывать.

По словам Жуковского, Россия пять кварталов подряд находится в самой затяжной за последние 20 лет экономической рецессии, но при этом не самой глубокой. Пока в предпринимательском сообществе дна не видят.

- Для молдавского бизнеса есть некий шанс побороться за российский рынок, ибо 145 млн человек и экономика размером в $1,3 трлн – немаленький кусок, и уровень насыщения нашей экономики товарами и услугами не столь высок. Поэтому есть ниши, и платежеспособный спрос, как бы ни ужимался, все еще остаётся. Борьба за отрезание этого куска рынка, безусловно, существует, другое дело, насколько вы готовы за этот кусок побороться?

Но нужно учесть, что этот системный структурный кризис, в который мы попали, на самом деле вызван не нефтью. Нам не поможет рост цен на нефть ни до $60, ни до $110 за баррель. Более того, мы попадаем на падение платежеспособного спроса, в ближайшие годы рубль будет падать.

В Молдове, если будут созданы налоговые, административные и регуляторные условия для бизнеса, была бы решена проблема модернизации и повышения капиталоемкости экономики. Из России за последние восемь лет было вывезено более $640 млрд – это примерно 100 экономик Молдовы. Если бы хотя бы одна десятая часть этих денег или хотя бы пятидесятая часть, замкнулась на Молдове, то это было бы драйвером для экономического, инвестиционного и технологического развития страны.

Из России ежегодно утекает $50-130 млрд (в 2015 г. - $53 млрд). Из Китая и азиатских экономик утекло за последние годы больше $1 трлн - в два раз больше, чем в кризис 2008 г. И то, что мы не способны создать внятные правила игры и точки роста в наших странах, это – вопрос о нашей неэффективности, - сделал вывод Владислав Жуковский.

В региональном контексте Молдова не субъект, а объект


Председатель Ассоциации частных IT-компаний Молдовы Вячеслав Кунев считает, что, несмотря на то, что форум называется «Республика Молдова в региональном контексте», на самом деле надо обсуждать вопрос Молдовы в глобальном контексте. Потому что в региональном контексте мы, к сожалению, не субъекты, а объекты, и большого влияния на региональный контекст наша позиция не оказывает. А как ни парадоксально, в глобальном контексте у нас значительно больше возможностей, но при этом больше вызовов.

Имеется в виду то, о чем говорилось в Давосе в январе этого года, где была объявлена четвертая промышленная революция, которая продлится от пяти до десяти лет и кардинально поменяет этот мир. Благодаря этому, открывается окно возможностей, в том числе и для таких небольших стран, как Молдова.

- Вопрос теперь - кто будет первым и кто будет той тестовой площадкой, где будут отрабатываться эти технологии, - говорит Кунев. - То есть у нас сейчас появилась возможность сыграть в эту игру и быть лидерами среди тех, кто попытается внедрить эти инновации. Это может звучать несколько смешно и самонадеянно, но анализ показал, что Молдова на данный момент обладает превосходными условиями для того, чтобы быть впереди этого движения. Ограничение только одно – в наших головах. Но так мы можем перейти через несколько ступеней развития.

Нужно обсуждение бизнеса и государства, куда и как мы собираемся двигаться дальше, и в какие игры будем играть. Мы вообще обсуждали то, что было в Давосе, мыслим ли мы этими категориями или нет? К сожалению, ни бизнес, ни правительство этими категориями не мыслит, и мы упускаем эту возможность.

Молдова упустила все конкурентные преимущества, которые у нее были с 1991 г. Мы потеряли практически все рынки. Мы находимся в жесточайшей конкуренции, и нам никто не поможет. Нам в лучшем случае дадут денег, чтобы комфортно существовать, но счастье за нас в этой стране никто не построит. Поэтому мы должны об этом думать.

Скорость – это всё!


По мнению руководителя Ассоциации частных IT-компаний Молдовы, ключевым моментом в рамках этой четвертой технологической революции является скорость всего – изменений, принятия решений.

Месяц назад в Молдову приезжали инвесторы, которые хотели встретиться с рядом молдавских банков, чтобы предложить им идеи, связанные с развитием финтеха. Когда они услышали, что нужно подумать месяц-два, они сказали: «До свидания, у нас нет столько времени. Решение должно приниматься в течение недели, и еще через неделю мы должны начать работать. Если больше, нам это не интересно».

Мы должны дать амбициозную повестку дня


Еще одна проблема в том, что молодые люди хотят уехать из этой страны.

- О каком бизнесе мы можем говорить, если 60% молодых людей, обладающих конкурентоспособной специальностью (в области IT), хочет уехать, потому что они не видят перспектив этой страны? Они не понимают, что они здесь будут делать. Если мы не дадим им некий вызов, не скажем, что мы собираемся превратить эту страну в другую страну, у нас нет шансов, они все будут уезжать. И вложение в образование лишь ускоряет этот процесс.

То есть мы им должны дать амбициозную повестку дня. Когда я им рассказал некие идеи и спросил: «А вы готовы в это инвестировать два года своей жизни?» Они сказали: «Да». Если вы им даёте что-то, ради чего стоит вкладываться в эту страну, то они это сделают, - убежден Вячеслав Кунев.

Был бы налогоплательщик, а нарушение всегда найдётся


Насколько удобно вести бизнес в стране – это ключевой вопрос. Когда приехавшие в апреле на IT-форум инвесторы рассказывали, как они взаимодействуют с нашими госорганами, они делают вывод, что никогда сюда не придут.

По словам Кунева, отношение государства к бизнесу в Молдове носит карательный характер. Какая разница, насколько стало меньше проверок, если даже одна проверка налоговой службы приводит к уничтожению бизнеса. Есть много таких примеров. Однако если налоговый инспектор нашел нарушение на 1 лей, но не наказал вас по максимуму, то ему могут задать вопрос - а почему он этого не сделал, и заподозрить в коррупции.

Если мы не поменяем такой подход, никаких инвестиций в Молдове не будет. Говорят, что для IT-бизнеса было много льгот, но часть компаний ими не воспользовалась. Иностранные компании говорят, что в молдавских законах написано, что, если в течение действия льготы найдут нарушения хотя бы на 1 лей, то они будут должны заплатить всё, что сэкономили, плюс штраф в 100% размере. Найти нарушение не составляет никакой сложности. Проще не пользоваться льготами.

В 244-й статье Уголовного кодекса говорится о том, что если вас подозревают в уклонении от налогов, то вам светит уголовное преступление. То есть ваше законное право минимизировать налоги в рамках УК может интерпретироваться как уклонение от уплаты налогов. В прокуратуре очень много дел с такой формулировкой.

Как в таких условиях привлекать инвестиции? Эти вопросы надо, как можно, скорее обсуждать с правительством и это надо менять. У нас может быть хорошее налогообложение, правильные законы, но не так страшен факт, как его интерпретация. Мы должны исключить её не в пользу налогоплательщика.

Власти пытаются…


Вице-премьер, министр экономики Октавиан Калмык сказал с трибуны форума, что уже осуществляется ряд мер для упрощения бизнеса, в том числе упрощается таможенное администрирование, определяется снижение налоговой нагрузки на бизнес.

- Мы устанавливаем ясные правила игры для бизнеса. С этого года разрабатываются новые Налоговый и Таможенный кодексы. Создаем возможности для инвестиций, благодаря потенциалу свободных экономических зон, где оборот за последние годы достиг миллиардов леев, и индустриальных парков. Это – резерв для длительного экономического роста. Мы развиваем инфраструктуру, в том числе для IT, создаем возможности для интегрирования нашей экономики на региональном или мировом уровне.

Мы уверены, что к концу 2016 г. восстановим доверие партнеров как на национальном, так и на международном уровне, и отношения с МВФ. В последнее время пытаемся установить постоянный диалог с бизнес-ассоциациями для открытого прозрачного диалога, чтобы определить проблемы и решения, которые необходимы бизнесу. Государство не должно создавать барьеров для бизнеса, - заявил Октавиан Калмык.

Премьер-министр Павел Филип сообщил, что правительство стремится решить три задачи - развивать бизнес и способствовать экономическому развитию страны; создать хорошие, комфортные условия для граждан; увеличивать поступления в бюджет для решения социальных задач.

И обещают…


Долгое время остававшийся в тени вице-председатель ДПМ и основатель Ассоциации деловых людей, организовавшей этот бизнес-форум, Влад Плахотнюк в своём выступлении напомнил, что есть стабильное политическое большинство и правительство, которое способно серьезно подойти к решению проблем.

«Мы занимаемся приостановлением злоупотреблений со стороны проверяющих органов, т.к. предприниматели задыхаются от необоснованных проверок, коррупции и давления. Необходимо изменить менталитет чиновников, которые относятся ко всем предпринимателям как к потенциальным нарушителям. Такой подход обескуражил многих потенциальных инвесторов. Правительство должно прийти с ясной и простой процедурой проверок бизнеса».

И еще одна цитата г-на Плахотнюка: «Я беру на себя национальное обязательство поддержать стабильность и политическое равновесие в стране, что является жизненно важным для хорошего функционирования учреждений, их реформирования и здорового развития деловой среды», которая тут же была растиражирована и активно комментируется.

Но люди настолько устали за последние несколько лет от политической возни в верхах, которая приводит только к новым и новым «распилам» того, что еще не было украдено, что им уже по большому счету всё равно, кто с каким заявлением выступил. Главное – сделайте что-нибудь, чтобы нормально жить в Молдове, чтобы люди отсюда не уезжали и связывали своё будущее с этой страной. А для этого им нужно не мешать жить и работать.


Комментарии