17.06.2016 06:57
Почему в Молдове такие дорогие деньги?
Ключевая ставка, или как в Молдове говорят базовая ставка, - это процент, под который центральный банк (ЦБ) государства выдает деньги коммерческим банкам.
Его значение имеет ключевое, но опосредованное влияние на процентные ставки по кредитам. Почему этот процент достигает в странах «золотого миллиарда» отрицательных значений, а в развивающих странах, к которым относится и Молдова, принимает максимальное значение?
Как работает американская система
Журналисты всего мира все чаще стали писать о «ключевой ставке», в основном в контексте ключевой ставки Федеральной резервной системы США (ФРС США). Ставка ФРС на протяжении нескольких лет находилась в диапазоне 0-0,38%. Деньги при такой ставке в экономике США оказываются почти бесплатными. Самая низкая ставка - 0,13% (среднегодовая) держалась семь лет – с 2008-2014 гг.
Ставка была снижена в связи с глобальным финансовым и экономическим кризисом. Речь идет о финансовом кризисе, который начался в 2008 г. с США. В 2009 г. мировой ВВП впервые со времен Второй мировой войны показал отрицательную динамику. Деньги по федеральным резервам стали практически бесплатными. По мнению руководителей ФРС, это должно было помочь банкам и всей экономике США преодолеть последствия финансового кризиса. Повышена ставка была лишь 16 декабря 2015 г. и всего лишь на 0,25 процентных пункта (п.п.). Ставка не повышалась до тех пор, пока ФРС не удостоверилась, что экономика США достаточно окрепла.
В русском языке наряду с термином «ключевая ставка» в качестве синонимов используются термины «целевая ставка» и «базовая ставка». В Молдове как раз речь идет о базовой ставке. Если коротко, то под этим понимается некий ориентир, устанавливаемый центральным банком (в Молдове читайте Нацбанком). Отталкиваясь от него, участники денежно-кредитных отношений устанавливают собственные процентные ставки по кредитам, депозитам, ценным бумагам. В случае если базовая ставка растет, то повышаются и процентные ставки по кредитам, депозитам и ценным бумагам. А если падает, то идет обратный процесс - своего рода откат процентных ставок.
Если углубится в теорию, то в документах Международного валютного фонда (МВФ) данный ориентир получил название The Central bank policy rate (CBPR) в переводе - «процентная ставка политики центробанка». Однако единообразия в понимании того, что такое «ключевая ставка», нет, и, соответственно, нет полной сопоставимости показателей CBPR разных стран. В некоторых странах ключевая ставка совпадает с учётной ставкой, ставкой рефинансирования, ставкой по операциям РЕПО и другими.
В Молдове базисная ставка отличается от ставок по депозитам овернайт и кредитам овернайт. Это - кредиты и депозиты, которые выдаются и привлекаются Нацбанком у коммерческих банков всего на одни сутки. Несмотря на то, что процентные ставки по депозитам и кредитам овернайт отличаются от базовой, их размер полностью зависит от размера базовой ставки. Базовая ставка утверждается в качестве ориентировочной ставки по основным краткосрочным операциям денежной политики. Депозитные и кредитные ставки устанавливаются в рамках симметричного «коридора» ± 3 процентных пункта относительно базовой ставки.
Молдавская монетарная политика
На процентные ставки по депозитам, кредитам и ценным бумагам в Молдове также влияют, прямо либо косвенно, два других (помимо базисной ставки, кредитов и депозитов овернайт) важных инструмента денежной политики. Речь идет о норме обязательных резервов по привлеченным средствам в свободно конвертируемой валюте (американские доллары, евро и т.д.) и норме обязательных резервов от привлеченных средств в молдавских леях и неконвертируемой валюте.
Последний показатель был резко повышен в прошлом году и достиг 35%. Это означает, что практически треть средств от привлеченных депозитов должна быть передана формально НБМ в управление, то есть отложена. Следовательно, это повышает стоимость средств, привлеченных от населения и бизнеса. А учитывая, что молдавские банки, в основном, зарабатывают на марже, то есть на разнице между привлеченными средствами (депозитами) и проданными средствами (кредитами), то и стоимость кредитов возрастает пропорционально.
Заместитель директора Центра стратегических исследований и реформ, доктор экономики Елена Горелова отметила в беседе с NOI.MD, что базисная ставка, которая определяет процентные ставки по кредитам, существенно снизились с начала года. И это хорошее условие, чтобы банки начали активнее кредитовать экономику. Ведь за последний год-полтора проходило сжатие экономики, и банки все меньше кредитовали.
В то же время, по словам эксперта, Нацбанк пока не торопится снижать норму резервирования по леевым депозитам. «Она составляет 35%. И это говорит о том, что ресурсы, которые могли пойти в экономику, заморожены. Я понимаю позицию НБМ, почему он не отпускает норму резервирования, ведь он боится нового всплеска инфляции», - сказала Горелова.
А кроме депозитов, альтернативных источников привлечения средств для последующего кредитования у молдавских банков практически нет. Основной их портфель – деньги депонентов, которые, не особо доверяя банковскому рынку, размещают их в банках на краткосрочный период – в основном, на три месяца, полгода.
Доступа к длинным и дешевым деньгам, так необходимым для молдавского бизнеса и экономики, у молдавских банков нет. Не исключено, что и нет желания их привлекать. Готовы такие деньги выдавать международные банки,такие как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), но, учитывая отсутствие прозрачности структуры владельцев банков, они воздерживаются от таких вложений.
Если вернуться к базовой ставке, то в Молдове она стала резко расти после «кражи века» - когда в конце 2014 г. из трех молдавских банков – Banca de Economii, Unibank и Banca Sociala - был выведен практически $1 млрд. Все это произошло в конце ноября 2014 г., и уже в декабре 2014-го ставка была повышена с 3,5% до 4,5%, а в сентябре 2015 г. она достигла колоссальных показателей – 19,5%. Продержалась на таком высоком уровне базовая ставка до февраля 2016 г.
НБМ, ужесточая денежно-кредитную политику, в первую очередь думал о собственных интересах, а не о интересах бизнеса и граждан. Во-первых, он тушил пожар, который сам же и спровоцировал из-за плохого надзора банков. Во-вторых, он сдерживал инфляцию, которую также сам спровоцировал из-за дополнительного печатания денег для оказания помощи трем банкам. В-третьих, он официально пытался сдерживать падения лея, хотя сам его стимулировал.
Результат - колоссальные доходы банков и Нацбанка от курсовой разницы. НБМ заработал в прошлом году 4,545 млрд леев при общей чистой прибыли (за минусом расходы) в 4,191 млрд леев. Доход от курсовой разницы в 2015 г. у молдавских банков составил 1,116 млрд леев при общей прибыли по системе 1,443 млрд леев.
Опыт других стран
Молдавские власти, в частности Нацбанк, предпочли во время кризиса больше ужимать экономику, стимулируя рост процентных ставок по кредитам, и зарабатывать на кризисе «легкие деньги». Выше мы уже писали об опыте США в этом вопросе, где власти во время кризиса наоборот, снижали ставки и стимулировали рост экономики за счет дешевых денег.
В связи с этим хотелось бы проанализировать, как ключевые ставки ФРС и базовые ставки Молдовы выглядят на фоне других стран? МВФ пытается проводить такие сопоставления примерно по семи десяткам стран. Обзоры Фонда включают как ведущие страны Запада («золотой миллиард»), так и развивающие страны (страны Азии, Африки Латинской Америки, а также новые государства, возникшие на постсоветском пространстве), в частности Молдовы. Картина между странами Запада и Молдовы сильно отличается. Это видно из таблицы №,1 составленной на основе обзоров МВФ за период 2007-2015 гг.
Ее данные свидетельствуют о том, что в экономически развитых странах Запада на протяжении восьми лет (начиная с 2007 г.) наблюдалось последовательное снижение процентных ставок центробанков. Процесс зашёл так далеко, что в двух странах (в Швеции и Швейцарии) ставка стала отрицательной, т.е. фактически ЦБ стали платить банкам за выданные им средства. Переход центробанков в минусовую зону является симптомом того, что классический капитализм с его банковским процентом уходит в прошлое. В Дании ставка нулевая, что говорит о том, что ЦБ фактически стал выдавать деньги коммерческим банкам бесплатно. А в Болгарии и странах еврозоны ставка в 2015 г. вплотную приблизилась к нулевой отметке.
Обращает на себя внимание и такая особенность - стабильность ключевых ставок. К примеру, среднегодовая ключевая ставка ФРС США держалась на одной планке в течение восьми лет – с 2008-го до декабря 2015 г. Банк Англии держит процентную ставку на одном уровне в течение почти семи лет (с 2009 г.).
Совсем иная ситуация в Молдове, где наблюдается резкая смена тенденций и уровня базовой ставки. По итогам 2015 г. среднегодовая процентная ставка достигла двузначного значения – 19,5%. Хотя еще в 2013 г. составляла 3,5%. Молдова, в сравнении с 2014 г., поднялась на 19 позиций в обзорах Международного валютного фонда. Молдова в этом списке четвертая с конца. Это второй показатель по падению в рейтинге. Самое большое падение у Бразилии - на 22 позиции (ставка по итогам 2015 г. составила 14,25%).
Елена Горелова назвала традиционным то, что процентные ставки в Молдове, да и в регионе, выше, чем в развитых странах.
- Это связано со многими причинами. В первую очередь, с нехваткой кредитных ресурсов. Поэтому деньги дороже. Во-вторых, у нас практически нет институтов развития, которые бы кредитовали экономику. Речь идет о таких институтах как инвестфонды, пенсионные фонды, которые могли бы быть конкурентами коммерческих банков.
Ключевая ставка зависит от монетарнойполитики Центробанков. У стран «золотого миллиарда» есть большой опыт работы в кризисы. Они знают и не раз сталкивались с кризисами. Они прошли через них уже в рыночных условиях. А у нас нет такого опыта. И к тому же у нас страна бедная. Поэтому Нацбанк нацелен на то, чтобы не росли цены, и в связи с этим он придерживается сдерживающей денежной политики, - отметила эксперт.
В то время как Молдова придерживается сдерживающей политики, развитые страны, наоборот, стимулируют развитие экономики. В таблице №2 представлены страны с минимальными процентными ставками. За некоторым исключением это страны «золотого миллиарда». В группе лидеров на самом деле не 10 стран, а 28, поскольку еврозона включает 19 государств-членов. Другие страны из группы лидеров – Болгария, Саудовская Аравия и Фиджи. Аномально низкими являются процентные ставки в Болгарии, одной из наиболее отсталых в экономическом отношении стран Европы. Саудовская Аравия относится к нефтедобывающим странам, где процентные ставки традиционно находятся на низком уровне.
В таблице №3 представлен рейтинг первых 10 стран с наибольшими процентными ставками. Некоторые из этих стран фигурировали в Топ-10 и в предыдущие годы. Среди постоянных «лидеров» - Гана, Республика Беларусь, Таджикистан. В этот «топ» вошла и Молдова по итогам 2015 г. со своими 19,5%. У лидера ключевая ставка лишь на 6,5 п.п. больше. Правда, рекордное значение ключевой ставки было в Конго - в 2010 г. показатель вырос до 70%.
Стоит ли ждать падения стоимости кредитов в Молдове?
При двухзначных значениях ключевых ставок проценты по кредитам населению и бизнесменам в развивающих странах оказываются ростовщическими. Они душат население и экономику, толкают страны на привлечение иностранного капитала и кредитов. В конечном счёте растет внешний долг и увеличивается зависимость от развитых стран с их дешёвыми или почти бесплатными деньгами.
Эта тенденция наблюдается в Молдове. В проекте бюджета на 2016 г. прогнозируется, что внутренний госдолг Молдовы к концу этого года достигнет 21 млрд леев против 7,2 млрд леев по итогам 2015-го. Внешний долг увеличится до 35,1 млрд леев, или до $1,6 млрд (по итогам 2015-го — $1,34 млрд).
Несмотря на сокращение базовой ставки на протяжении четырех месяцев, кредиты в Молдове продолжают дорожать. Хотя тренд должен быть обратным. Согласно данным Нацбанка Молдовы, в частности, средневзвешенная процентная ставка по новым кредитам в леях в апреле 2016 г. составила 15,67%, увеличившись на 0,14 п.п., в сравнении с предыдущим месяцем. В то же время, по сравнению с апрелем прошлого года, она выросла на 2,01 п.п.
Объяснений этому может быть несколько. Молдавским банкам невыгодно выдавать кредиты. Им выгоднее инвестировать в государственные ценные бумаги, процент по которым достигал до недавнего времени 27%. Затраты по этому виду инвестирования минимальны, в отличие от выдачи кредитов. Вот банки и идут по более легкому и выгодному пути. Правда, ставки по ценным бумагам стали падать, хотя и остаются еще выгодными для банков.
Другое объяснение – в том, что банки не сразу адаптируются под новую денежно-кредитную политику. Для этого им традиционно требуется от трех до шести месяцев. Уже по окончании этого времени можно будет судить о стремлении и желании банков следовать главному своему предназначению – кровеносной системы экономики.
- Изменение тренда процентных ставок по кредитам не так быстро происходит. Нацбанк дал сигнал, что он меняет денежно-кредитную политику и снижает процентные ставки. Тем временем у банков риски кредитования остаются высокими из-за проблем в экономике. Однако есть надежда, что уже во второй половине года ставки по кредитам в банках тоже снизятся. Ведь объем кредитования - это основной фактор инвестирования и развития экономики.
Молдове и вовсе стоит сменить модель денежно-кредитной политики. Достаточно времени прошло, чтобы придерживаться другой денежно-кредитной политики. Опыт накоплен. Поэтому ее надо модернизировать. Нам нужно отпускать денежно-кредитную политику. Ведь нужны деньги в экономике, кредитные ресурсы и не только доноров, - считает Елена Горелова.