22.05.2015 07:56
Вячеслав Негруцэ: к краже миллиарда причастны высокопоставленные должностные лица из всех правительств, начиная с 2005 года
Бывший министр финансов Вячеслав Негруцэ утверждает, что на самом деле деньги были украдены не у BEM, Unibank или Banca Socială, а из резервов Национального банка. Об этом он заявил в передаче „Интерпол” на телеканале TV7, передает IPN.
По его словам, к этой краже причастны высокопоставленные должностные лица из всех правительств, начиная с 2005 года. „Они целились в резервы Национального банка, а три банка были использованы для совершения хищения. Депутат-коммунист Олег Рейдман руководил этой схемой. Он контролировал до 2010 года Banca de Economii через управление банка. После Рейдмана вовлеклись и другие высокопоставленные люди. Это была региональная схема перекачивания средств из одной банковской системы в другую банковскую систему”, - сказал бывший министр.
Вячеслав Негруцэ утверждает, что сообщил в 2013 году государственным органам о том, что происходит в BEM, но не было никакой реакции. „Я сообщил генеральному прокурору, СИБ, НЦБК, но они не отреагировали. Все эти учреждения находятся в коме, ими руководят люди, которых легко шантажировать. Я пытался сообщить президенту Тимофти о том, что происходит в BEM. Советник, который первоначально согласился доложить ему, в конце концов, получил угрозы о возбуждении уголовного дела на его имя со стороны сотрудников НЦБК. Через месяц после этого и на мое имя возбудили уголовное дело. В то же время были сделаны две попытки взлома секретного отдела Министерства финансов. Мы не знаем, кто это был, но уверен, хотели украсть секретные документы”, - заявил Негруцэ.
Экс-министр финансов дал понять, что не Илан Шор является главным виновником кражи миллионов. „Глава НЦБК Виорел Кетрару заявил, что, когда Шор возглавил BEM, банк уже имел проблемы. Если хочется спросить, что было в голове Шора, когда он согласился взять на себя BEM, то возникает вопрос о том, кто был за спиной Шора? В Отчете Kroll несколько раз упоминается имя Шора. Но этот доклад, проведенный на высшем профессиональном уровне, имел только основные ингредиенты, предоставленные Национальным банком. На самом деле вырисовываются две группировки, которые могли быть авторами этих схем похищения денег из BEM. Первая группировка принадлежит Владу Плахотнюку, а вторая Вячеславу Платону”,- заявил бывший член правительства.
Негруцэ принес серьезные обвинения и в адрес президента Национального банка Молдовы Дорина Дрэгуцану. „Я спрашивал себя, почему Национальный банк принял плохие решения и позволил в апреле 2012 года легализовать хищение 18,5% акций государства. На самом деле, это были рейдерские атаки, во главе с бывшим депутатом Виктором Берлинским. В конце концов, я узнал, что на самом деле Берлинский является родственником семьи Дрэгуцану, он их дядя. Президент НБМ вовлечен в это больше всего, как и самое большое бремя ответственности лежит тоже на нем, потому что он является надзирателем, регулятором банковской системы”, - добавил Негруцэ.
Что касается условного осуждения, Вячеслав Негруцэ сказал, что доверял тогда юристу учреждения, который представил информацию таким образом, что можно было понять, что исполнение является неизбежным. „Я не получал никаких указаний от руководства ЛДПМ, чтобы выполнить то решение. Я не юрист. Из представленных юристом документов, которые делали ссылку на практику ЕСПЧ, мы рисковали заплатить еще больше Сандулаке, если бы не исполнили решение”, - сказал экс-министр.