15.07.2015 10:24

Йорг Радеке: самые тяжелые последствия "кражи века" в Молдове еще впереди

«Кража века» в банковском секторе уже сотрясла экономику Молдовы. Но худшее еще впереди. Банковский кризис грозит обернуться затяжной депрессией. Об этом в интервью MBC TV рассказал экономист Йорг Радеке. С 2012 года он является консультантом Berlin Economics, независимой консалтинговой компании, специализирующейся на странах с переходной экономикой и на развивающихся рынках

- Кризис в банковском секторе, который был вызван так называемой «кражей века», повлиял на каждого гражданина Молдовы. Только один пример – это девальвация лея и рост инфляции. Можно рассчитывать на то, что худшее уже позади?

Боюсь, худшее еще впереди. Обесценивание лея – это лишь одно последствие, но курс валют изменился не только из-за кражи в банковском секторе. Были и другие факторы. Объясню, почему самые тяжелые последствия ожидают Молдову в будущем. Чтобы заплатить за расходы, связанные с банковским скандалом, государство должно увеличить долг. А есть увеличивается долг, нужно платить больше по процентным ставкам. Тогда начинает не хватать средств на другие расходы – пенсии, зарплаты бюджетникам и т.д. С другой стороны, в результате монетарной политики ставки растут. Банки либо перестают выдавать кредиты, либо выдают их под высокие проценты. Это еще один фактор, который негативно скажется на экономике. Эффект мы почувствуем уже во второй части этого года и продолжим его ощущать на протяжении всего 2016 года. По моим оценкам, это приведет к значительному экономическому спаду, к рецессии.

- Что вы имеете ввиду под значительным спадом?

Точные цифры я не могу сказать. Но если изучить опыт других стран, которые переживали кризис в финансовом секторе, то становится очевидно, что обычно за ним следовала затяжная рецессия. Думаю, ВВП в Молдове упадет на несколько процентов. То есть это будет не легкой встряской, а серьезным экономическим спадом.

- Как рядовые граждане, рядовые предприниматели почувствуют на себе этот кризис?

Зависит от того, как отреагирует государство. На мой взгляд, страх в обществе будет присутствовать. У государства осталось гораздо меньше средств для расходов из-за проблем в банковским секторе. Так, социальные услуги, часть бюджетных рабочих мест могут быть сокращены, зарплаты вряд ли будут расти. Кроме того, мы уже видим, что государство перестало инвестировать, у него нет средств для капиталовложений в строительство дорог, школ, больниц. Это прямой эффект. Снижение спроса со стороны государства приведет и к меньшей активности компаний. Такими будут последствия, которые населения прямо на себе почувствует.

- Такие крупные международные партнеры, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Евросоюз заморозили финансирование в связи с банковским кризисом. Если новое правительство будет сформировано в кратчайшие сроки, и если оно подпишет новое соглашение с МВФ, тогда удастся избежать рецессии?

Вопрос не в том, наступит кризис или нет, а в том, насколько высока будет его цена. Даже если государство предпримет правильные шаги, последствия все равно будут серьезными, но останется надежда на то, что ситуация не выйдет из-под контроля. Если государство сегодня решит выполнить требования МВФ и подпишет новую программу сотрудничества, последствия банковского кризиса никуда не исчезнут, и за них все равно придется платить. Поэтому не удастся избежать роста долга и выплат по процентным ставкам. Экономический спад будет, в этом сомнений нет. Однако, это позитивный сценарий. Если же правильных шагов со стороны государства не последует, то фискальная и макроэкономическая стабильность могут быть подорваны. Будет уже больше чем рецессия, будет депрессия, то есть большой экономический кризис.

- Какие это правильные шаги, которые должны предпринять власти Молдовы?

Есть только одно решение для этой проблемы – банки должны быть «очищены» в соответствие с международными стандартами. Для этого нужно сотрудничество с внешними партнерами. Нельзя найти оптимальное решение без помощи доноров. Власти должны начать переговоры с МВФ, запросить программу и выполнить условия партнеров. Программа с МВФ обеспечит финансовую помощь, которая может быть использована для стабилизации банков и продолжения бюджетной поддержки. Напомню, в настоящее время она приостановлена. То есть это предпосылка для того, чтобы рецессия не переросла в более суровый кризис. Когда я говорю об «очищении» банков, я имею ввиду два сценария. Банки можно ликвидировать. В таком случае нужно будет позаботиться о лицах, имеющих депозиты в данных учреждениях. Государство ранее давало некоторые гарантии, поэтому такой вариант будет затратным для бюджета. При этом, нужно будет решить – ликвидировать один банк или все три. Другой вариант - рекапитализировать, то есть влить дополнительные средства в банки, чтобы они стали экономически жизнеспособными. Это опять-таки стоит денег. Решение принимается властями, исходя из экономических и политических факторов. Мы считаем, что правильный выбор - это ликвидация. Такой вариант представляется более подходящим, потому что позволяет избежать риска по дальнейшим махинациям и возникновению похожей проблемы в будущем, по крайней мере, в этих трех банках.

-То есть вы не считаете, что миллиард найдут?

Надежда умирает последней, но шансы очень призрачны. Это не банковский кризис в привычном понимании, когда руководство банка принимает плохие решения, но в итоге из-за благоприятного стечения обстоятельств некоторые займы снова переходят в категорию «хороших», то есть подлежащих возврату. Это банковский кризис, вызванный тем, что люди намерено воровали деньги и даже не собирались когда-либо возвращать их. Они были очень успешны в этом. Я не банковский эксперт, но я не вижу шансов для возврата денег. Если часть денег в итоге найдется, хорошо, но я бы не стал на это рассчитывать.

- Вы утверждаете, что в случае оптимистичного сценария Молдову ждет рецессия, а в случае пессимистичного –депрессия. Что вы подразумеваете под депрессией?

Представьте: государству придется платить за свое решение по банкам, каким бы оно ни было. Как государству платить по этим и другим обязательствам, когда нет денег в бюджете? Государство может взять новые кредиты, но под высокие процентные ставки. Это означает, что придется забрать средства из других секторов экономики.

Потом доноры могут не поддержать государство, если решение властей не будет соответствовать международным стандартам. Если учесть оба фактора, то в казне будет отсутствовать так много денег, что бюджет потеряет устойчивость. Тогда государство станет банкротом, что естественно будет иметь разрушительный эффект для всей экономики. Это самый отрицательный сценарий. Поэтому я считаю, что Молдова не сможет найти жизнеспособное решение без поддержки МВФ и других международных партнеров.

Комментарии