04.05.2016 07:36
Павел Филип: Молдова – это подержанный автомобиль. Но мы его починим
Когда в январе, не признавая легитимность только назначенного правительства Павла Филипа, оппозиция потребовала его отставки и досрочных выборов, председатель парламента Андриан Канду призвал всех успокоиться и дать новому кабмину отработать хотя бы 100 дней. Чтобы стабилизировать ситуацию в стране и показать себя.
И вот 100 дней прошли. “Мы понимаем, что за этот период чуда не могло произойти”, - заявил 28 апреля, в четверг, подводя первые итоги, премьер-министр Павел Филип. Тем не менее, его сорокаминутная речь содержала целый список достижений и новых повышенных обязательств.
Экономические эксперты оптимизма премьер-министра не разделяют. “Информационного шума за это время было много, но ничего конкретного сделано не было: экономика продолжает катиться вниз”, - заявил noi.md экономист Михаил Пойсик.
А доктор экономики Елена Горелова сказала, что не понимает ни текущей политики правительства, ни политики Нацбанка, которые, кажется, между собой вообще не сотрудничают.
Оппозиция, тем временем, выждав положенные 100 дней, опять собирается требовать отставки правительства.
Соответствующую инициативу фракция ПСРМ планирует зарегистрировать в парламенте после пасхальных праздников и ведет активные переговоры с коммунистами и депутатами от ЛДПМ. Чтобы к концу мая отправить правительство Филипа в отставку и добиться проведения досрочных парламентских выборов одновременно с президентскими.
Повышенные обязательства
За правительством Павла Филипа прочно закрепилось название “ночное”. Из-за специфики его назначения.
После отставки правительства Валерия Стрельца, в Молдове почти три месяца не было полноценного правительства. А новый кабмин, согласно решению Конституционного суда, нужно было назначить до 29 января. Иначе – роспуск парламента и досрочные выборы.
Активная оппозиция уже потирала руки: президент Тимофти взбунтовался, объявил себя “борцом с мафией” и отказался выдвигать в премьер-министры "захватившего страну” Владимира Плахотнюка. Все шло к досрочным выборам. Но тут поступило указание из Вашингтона: “С демократами дружить”. И президент капитулировал.
Назначение правительства Павла Филипа было драматичным: в условиях силового противостояния, в осажденном парламенте, в экстренном порядке, без обсуждения программы деятельности и кандидатур новых министров, и тайной ночной присягой.
Вступив в должность, выдвиженец спешно сформированного парламентского большинства, экс-министр информационных технологий и связи, вице-председатель Демократической партии Павел Филип тут же обозначил приоритеты своего “антикризисного” правительства.
Возвращение исчезнувшего миллиарда
“Наша первостепенная задача – вернуть украденный миллиард. Мы сделаем все возможное, чтобы вернуть эти деньги обратно в страну”, - заявил он в конце января в интервью одному из румынских каналов. И пообещал вывесить “в одном из публичных мест” электронное панно, “при помощи которого мы смогли бы информировать людей о том, сколько денег удается возвращать ежедневно”.
Прошло три месяца, панно так и не появилось. Да и о каком именно миллиарде идет речь, премьер-министр не пояснил. Потому что по логике вещей возвращать нужно не один, а два миллиарда евро: 13,3 млрд. леев, выведенных из проблемных банков и 14,5 млрд. леев стабилизационных кредитов, которые предоставил этим трем банковским учреждениям Национальный банк. Плюс проценты.
В начале апреля на первом заседании Комитета по мониторингу резонансных случаев Павел Филип объявил, что процесс возврата похищенных из банковской системы финансовых средств уже начался: в страну возвращено примерно 26 млн евро (520 млн леев).При этом, не сообщено, что это за деньги, кто вернул, откуда они вернулись и в качестве чего?
Но основная нагрузка по возврату украденных средств все-таки ляжет на налогоплательщиков. 9 марта Нацбанком и министерством финансов был подписан меморандум, согласно которому государство выпустит облигации “во исполнение министерством финансов обязательств, взятых на себя государственными гарантиями № 807 от 17 ноября 2014 г. и № 101 от 1 апреля 2015 г., предоставленными Нацбанку министерством финансов по гарантированию срочных кредитов”.
Облигации выпущены на сумму более 13,57 млрд. леев с процентной ставкой 5% годовых на срок 25 лет. Особенно умиляет огромная ставка по кредиту при том, что речь идет о переводе денег налогоплательщиков из одного кармана государства в другой, правда, непонятно какой. То есть, все население РМ в течение 25 лет будет возвращать выведенные из резерва Нацбанка почти 14 млрд. леев. Подсчитано, что за этот период только проценты, которые предстоит выплатить, составят 678 млн леев ежегодно. Плюс сам размер кредита.
Румынский кредит
Уже через неделю после принесения присяги премьер-министр Павел Филип отправился с первым зарубежным визитом. В Бухарест – договариваться о разблокировании кредита в 150 млн евро.
Получение этих денег было объявлено одним из главных приоритетов, так как страна нуждалась в финансовых средствах, необходимых для функционирования государства после кражи миллиарда евро.
Румынская сторона приняла молдавского гостя тепло, но просто так давать деньги не захотела. Кишиневу было выдвинуто семь условий, при выполнении которых правительство РМ могло рассчитывать на получение первого транша в 60 млн евро из общего кредита в 150 млн евро.
Выпрашивание этого кредита, который надо возвращать быстро и который, в принципе, ничего для нас не решает, является еще одним поводом для массового пиара, развернутого в румынской прессе в Молдове и Румынии. Для возвышения соседнего государства над как бы несостоявшимся молдавским. Зачем нам такая помощь?
Налоговая политика и бюджет
В феврале Павел Филип пообещал, что проект бюджета на 2016 год будет утвержден к середине марта.
На календаре – конец апреля, а основного финансового закона, по которому уже четыре месяца, как должна жить страна, все еще нет. Не принята и налоговая политика-2016, хотя оба документа были сверстаны еще осенью прошлого года.
28 апреля исполнился год, как была опубликована бюджетно-налоговая политика-2015, по которой молдавские налогоплательщики вынуждены жить и работать до сих пор. В этом году, судя по скоростям правительства и парламента, будет поставлен новый антирекорд.
Хотя правительственные чиновники утверждают, что налоговая политика на 2016 год не будет сильно отличаться от той, что проводилась в 2015 году, у экспертов много вопросов к рассматриваемому сейчас в парламенте документу. Например, в части перераспределения налоговой нагрузки среди различных групп населения в зависимости от уровня их доходов.
Во время обсуждения проекта налоговой политики в парламенте спикер Андриан Канду пообещал, что законодательный орган не поддержит позицию правительства по ряду положений. Например, увеличение стоимости виньетки, земельного налога на 15%, а также новую форму налогообложения автотранспортных средств. Но вряд ли это можно назвать радением о пользе государства.
“Мы разберемся с финансовыми проблемами в стране”
В конце января в ходе одного из телевизионных ток-шоу Павел Филип пообещал разобраться с финансовыми проблемами в стране. Он заявил, что хоть и придется немного поумерить запросы, на зарплаты и пенсии денег хватит: их нет только на инвестиции и развитие.
Экономические эксперты говорят, что текущий дефицит бюджета составляет порядка 10% при допустимой норме в 3%. Чтобы покрыть текущие расходы и продолжить дотировать страдающий от недобора средств бюджет соцстрахования, правительство решило набрать кредиты в коммерческих банках. Под 22-26% годовых.
“Получается, что нас продолжают обворовывать. Государство берет взаймы у коммерческих банков (причем, не у всех, а у подконтрольных определенным лицам) деньги под 26% годовых для погашения задолженностей по зарплатам учителям, медикам и остальным бюджетникам. Проценты по кредитам будут выплачиваться из государственного бюджета. То есть, за счет всех нас - налогоплательщиков”, - заявил noi.md экономический эксперт Георгий Костандаки.
“Мы поднимем доходы граждан”
Тогда же в ходе ток-шоу Павел Филип пообещал поднять доходы граждан.
Согласно статистическим данным, средняя номинальная зарплата в Молдове в феврале текущего года составила 4650,6 леев, увеличившись за год на 9,7%. В то же время в реальном выражении, с учетом инфляции, она сократилась на 0,5%.
А после “хитрой” индексации пенсий с 1 апреля на 10,1%, многие пенсионеры остались без компенсации в 180 леев, которую получали до сих пор. Правительству вынуждено было вмешаться после того, как конкретные расчеты представили парламентские депутаты-коммунисты.
Результаты 100 дней по версии премьер-министра
Представляя отчет по итогам первых 100 дней работы своего правительства, Павел Филип был бодр и оптимистичен. “Стратегические” вопросы в своей речи тщательно обходил, сразу дав понять, что 100 дней – это слишком небольшой срок для того, чтобы развернуться и показать какие-то результаты.
Приоритетным направлением за отчетный период премьер-министр назвал европейскую интеграцию, напомнив, что как раз сегодня исполнилось два года с момента либерализации визового режима между Евросоюзом и Республикой Молдова.
По поводу украденного миллиарда сказал, что виновных нужно найти и наказать. Но согласно демократическим нормам, правительство не может вмешиваться в действия судей и прокуроров (“каждый должен отвечать за свою сферу деятельности”). Тем не менее, кабинет министров будет внимательно следить за ходом расследования, и уже предпринял ряд конкретных шагов для деполитизации правоохранительных органов и “консолидации финансовой стабильности”.
Главными достижениями за отчетный период премьер-министр назвал снижение тарифов на электроэнергию и газ на 10%. Индексацию пенсий. Предстоящее с 1 мая повышение минимальной зарплаты в реальном секторе экономики до 2100 леев. Введение моратория на проверки со стороны контролирующих органов (правда, некоторые экономические эксперты считают, что это сделано не столько для облегчения жизни предпринимателей, сколько для ухода от налогообложения ряда предприятий-монополистов).
Павел Филип пообещал и дальше работать над повышением благосостояния граждан. Поэтому с 1 июля зарплаты медицинских работников будут увеличены на 20%. “Мы должны удержать врачей и медперсонал в стране”, - сказал премьер-министр.
Среди новых повышенных обязательств правительства: 1) Комплексная реформа исполнительной власти и кардинальное перекраивание госаппарата. По словам премьера, число министерств и ведомств будет сокращено на треть. Реформу предполагается завершить к осени.
Как говорит один из наших экспертов, каждый новый премьер стремится что-то реформировать и перекраивать аппарат, проводя так называемые реформы. В основном это делается для того, чтобы уволить без особых проблем одних чиновников и принять на работу «своих». При этом, по словам нашего собеседника, ничего такого не наблюдается в европейских странах, в которых структура органов госуправления не меняется десятки лет: «Если хочешь, чтобы государственный аппарат бездействовал, его нужно постоянно реформировать».
2) Превращение Молдовы из “просто страны талантливых людей в эталон развития IT-cектора”: “Мы одобрили законопроект о создании виртуальных парков в секторе информационных технологий”.
3) Изменение нынешнего “ошибочного” менталитета граждан, порождающего нетерпимость и агрессию: “25 лет Молдова находится в плену у менталитета, который не позволяет ей развиваться, поощряемого с течением времени, в том числе некоторыми из тех, кто сегодня призывает людей выйти на улицы”.
4) Внедрение стратегических инвестиционных проектов во всех регионах страны. Для этого правительство недавно учредило Совет по продвижению инвестиционных проектов национального значения.
Резюмируя вышесказанное, Павел Филип сравнил Молдову с подержанным автомобилем, который, как он сказал, еще можно починить, залить бензин и доехать до места назначения.
Результаты 100 дней по версии экономических экспертов
“100 дней работы правительства для меня пролетели незаметно. Было много суеты, обещаний, решения вопросов второстепенного характера, которые не оказали существенного влияния ни на экономику, ни на население”, - заявила noi.md экономист Елена Горелова.
С бюджетом и налоговой политикой, по ее словам, ситуация затянута запредельно. В итоге на словах обещая облегчить жизнь бизнесу, правительство ее только усложняет, меняя налоговые условия в середине года, когда хозяйствующие субъекты уже вовсю работают по заключенным контрактам.
Не понятно, что будет с внешним финансированием – обещание наладить отношения с МВФ так и не выполнено. Вопросы вызывает и внутренний долг.
“И самый важный вопрос – открытие российского рынка. Скоро первый сбор фруктов из нового урожая, а куда их отправлять – не понятно. У консервщиков и переработчиков на складах тоже скопилась продукция, куда ее девать – не известно. То есть, те вопросы, которые действительно волнуют бизнес и население, зависли в воздухе. И мне не понятно, что наше правительство ставит себе в приоритеты”, - говорит Елена Горелова.
Ситуация в экономике, по словам экономического эксперта Георгия Костандаки, аховая. Экспорт за первый квартал текущего года сократился на 29%. Причем поставки на рынок ЕС, который сейчас является основным для Республики Молдова, упали более чем на 20%.
Импорт сократился на 26%. В различных отраслях промышленности падение составило от 2 до 15%. А налоговые поступления в бюджет сократились на 15% по сравнению с первым кварталом 2015 года. Несмотря на обещания, так и не восстановлены валютные резервы.
“Я прогнозирую, что финансовый кризис будет только углубляться. Процентные ставки в коммерческих банках не позволяют вести бизнес. Деловые люди уходят из Молдовы.
Премьер-министр Филип в своей речи пообещал сосредоточить усилия на открытии новых рабочих мест, а только за первый квартал этого года закрылись 1,5 тыс. предприятий”, - заявил Георгий Костандаки.
“Допустим, человек серьезно болен. Ему нужно срочное хирургическое вмешательство и неотложное медикаментозное лечение. А ему прописывают фитотерапию - попить травки. Примерно так сегодня выглядит молдавская экономика и действия, предпринимаемые правительством”, - считает экономист Михаил Пойсик.
Елена Горелова заявила, что не понимает ни текущей политики правительства, ни политики Национального банка.
“Евгений Примаков в 1998 году потребовал, чтобы председателем Центробанка вновь был назначен Геращенко. В итоге менее чем за девять месяцев Россия вышла из кризиса. У нас же серьезный диалог между государственными структурами отсутствует. Деньги дорогие, денег мало, объем кредитов в экономике, как сокращался, так и сокращается”. В итоге, считает эксперт, в этом году у РМ не будет даже восстановительного роста.