22.04.2016 18:24

Рыба гниет с головы, или «Квартирное дело» Дорина Киртоакэ

Генпримар Кишинева до сих пор не представил публичный отчет о своих доходах и имуществе, хотя предусмотренный законом срок подачи деклараций истек три недели назад.

Столь пренебрежительное отношение Дорина Киртоакэ к своим обязательствам и к жителям муниципия отнюдь не служит стимулом для столичных чиновников корректно вести свою финансовую и имущественную отчетность. Стоит ли удивляться, что господин примар в вопросах забывчивости совсем не одинок: многие его коллеги и подчиненные регулярно привирают в своих декларациях.

Чиновники припозднились


У молдавских чиновников было три месяца, чтобы найти возможность отчитаться о своем финансовом и имущественном положении – с 1 января по 31 марта 2016 года. Эти обязательства возложены на них Законом о декларировании и контроле за доходами и имуществом лиц, исполняющих ответственные государственные должности, судей, прокуроров, госслужащих и некоторых руководящих работников.

Декларации подаются по месту работы, а затем специально назначенные люди отправляют их в Национальную антикоррупционную комиссию (НАК) – этот орган изучает и анализирует содержание документов, проверяет правильность их составления. Если обнаружено несоответствие, составляется протокол, который затем направляется правоохранителям для принятия решений.

Наказание может быть административным и уголовным. За невыполнение требований НАК, касающихся предоставления запрошенных данных, сведений, актов или документов, размер штрафа колеблется до от 2 до 7 тыс. леев. Если декларации поданы с нарушением срока, предписанного законом, величина санкций составляет от 1,5 до 3 тыс. леев.

При включении в декларации ложной информации должен вступать в действие Уголовный кодекс. Не соответствующие действительности сведения ведут к наложению штрафа в размере до 12 тыс. леев или лишению свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

Всего в этом году в НАК ожидали около 90 тыс. деклараций о доходах. За последние три года число чиновников, которых штрафовали за отказ или несвоевременную подачу деклараций, снизилось. Если в 2013 г. было составлено около 400 протоколов, то в 2014 г. – порядка 100 протоколов. Тем не менее, и в этом году многие чиновники припозднились. Окончательные данные о подаче документов обнародуют в ближайшие дни.

За несколько лет своей деятельности НАК передала в Генпрокуратуру около 300 дел в отношении должностных лиц, связанных с неполным или некорректным заполнением деклараций. Лишь некоторые из них были привлечены к ответственности, в настоящее время в судебных инстанциях рассматриваются единичные случаи.

Каков поп, таков и приход


В последние годы НАК регулярно подвергалась критике за то, что обходит своим вниманием коррумпированных политиков и высокопоставленных чиновников. Очевидно, это одна из причин, по которым должностные лица часто игнорируют сроки подачи отчетных документов и безнаказанно вносят в свои декларации только то, что считают нужным. Среди лиц, не уважающих правила декларирования доходов и имущества, регулярно фигурируют и представители руководящего звена столичной примэрии, возглавляемой вице-председателем Либеральной партии Дорином Киртоакэ.

Эксперты полагают, что либералы не опасаются реальных расследований со стороны НАК. Согласно секретному приложению к первому соглашению о создании Альянса за евроинтеграцию, должность главы НАК досталась Либеральной партии. Позднее лидер ЛП Михай Гимпу неоднократно признавал, что НАК с октября 2012 г. возглавляет его ставленник Анатолий Дончу.

Последний скандал, развернувшийся вокруг генерального примара, связан с приобретением Киртоакэ новой жилплощади в столичном микрорайоне Чокана по ул. Мирча чел Бэтрын, 13. Однако информация о покупке не прозвучала из уст градоначальника и не появилась в декларации на сайте примэрии. О сомнительной сделке и ее деталях рассказал муниципальный советник от Партии социалистов Александр Одинцов, по словам которого, примар не задекларировал новую квартиру.

История получила широкую огласку и активно обсуждалась в социальных сетях. Одна из главных претензий, которую общество высказало столичному примару, состоит даже не в том, почему он, находясь на избирательной должности, не представил публично и вовремя декларацию — собственно, кого этим сегодня удивишь? Людей очень возмутило, почему градоначальник не видит в этом ничего предосудительного, рассматривая опоздание как обычную ситуацию и объясняя его «решением кое-каких вопросов».

- Я немного опоздал с предоставлением декларации о доходах и имуществе, надо было решить кое-какие вопросы,- сказал Киртоакэ на оперативном заседании в примэрии, состоявшемся на этой неделе. Градоначальник заявил, что намерен в ближайшие дни разместить на сайте примэрии свою декларацию, хоть и с опозданием. На момент выхода публикации документ в публичном доступе так и не появился.

Подобное отношение генпримара как к своим обязательствам, так и к жителям муниципия, отнюдь не служит стимулом для столичных чиновников корректно вести свою финансовую и имущественную отчетность. Стоит ли удивляться, что господин примар в вопросах забывчивости совсем не одинок, многие его коллеги и подчиненные регулярно привирают в своих декларациях. Вряд ли кто-то будет спорить со справедливостью пословиц «Рыба гниет с головы» и «Каков поп, таков и приход».

«Земля в обмен на квартиры»


Обстоятельства приобретения Дорином Киртоакэ нового жилья – отдельная история. Известно, что после прихода в столичную примэрию градоначальник теми или иными способами содействовал оформлению недвижимости на многих своих родственников и людей из ближайшего окружения. В некоторых сделках генеральный примар фигурировал собственной персоной.

Сам Киртоакэ объясняет, что приобрел новую двухкомнатную квартиру в секторе Чокана после продажи своей трехкомнатной квартиры на Телецентре. При этом он отмечает, что сделка понадобилась в целях погашения кредита. В то же время, по информации Александра Одинцова, речь идет об использовании незаконных схем приобретения недвижимости.

Муниципальный советник утверждает, что Киртоакэ через посредников приобрел квартиру у своего бывшего одноклассника Игоря Гамрецкого, который сейчас является его подчиненным, руководителем столичного транспортного управления. По словам Одинцова, у него есть аудиозапись и другие доказательства, подтверждающие эти обвинения.

Как отмечают во фракции ПСРМ в муниципальном совете, договор купли-продажи новой квартиры Дорина Киртоакэ был заключен 20 ноября прошлого года, однако в кадастре сделка была зарегистрирована в феврале 2016 г. Таким образом, считают советники, кишиневский примар пытался избежать декларирования недвижимости как в 2016, так и в 2017 годах, однако был вынужден это сделать после обнародования информации.

В то же время Кишиневская примэрия регулярно использует схему «земля в обмен на квартиры» для своих, при которой участки выделяются в обмен на будущую недвижимость. В 2014 г. развернулся скандал вокруг получения квартир родственниками Киртоакэ – дядей примара, лидером Либеральной партии Михаем Гимпу и его сестрой Валентиной (матерью Дорина Киртоакэ). Каждый из них стал владельцем трехкомнатных квартир по 150 м2, расположенных в центре Кишинева на улице Сергея Лазо в одном жилом комплексе.

По данным Территориального кадастрового офиса, жилплощадь в 154,65 м2 была зарегистрирована на имя Михая Гимпу, а жилплощадь в 153,85 м2 – на его сестру Валентину. В последнем случае недвижимость получил сам Дорин Киртоакэ, который затем ее переоформил. Жилье было построено компанией «Ago-Dacia», которая получила земельный участок от примэрии, за что должна была расплатиться предоставлением квартир в новом доме, построенном на этом участке.

Беспредел в столичной администрации


Имя Дорина Киртоакэ многократно фигурировало в имущественных скандалах и сомнительных историях с распределением недвижимости в структурах примэрии. Кроме того, как отмечают эксперты, на нем лежит ответственность за необоснованное обогащение местных чиновников и коррупционный беспредел, который происходит в столичной администрации.

В прошлом году НАК была вынуждена инициировать проверку доходов и имущества Дорина Киртоакэ на основании информации о том, что градоначальник не декларирует всю свою собственность. Аналогичные решения были вынесены в отношении имущества руководителей юридического и финансового управлений столичной мэрии, Дианы Гурски и Вероники Херцы.

На протяжении последнего года прозвучало много претензий в адрес действующего секретаря Кишиневского муниципального совета Валериу Диденко, которому принадлежит, как утверждается, не задекларированный роскошный особняк в одном из элитных районов столицы. По данным СМИ, дом площадью 600 м2 обставлен дубовой мебелью в стиле барокко, заказанной в Италии.

В скандальной истории, связанной с некорректным декларированием имущества и доходов, засветился и заместитель главы Генерального управления архитектуры Кишинева Раду Блаж. По данным НАК, чиновник не задекларировал доходы и зарплату своей жены, владение 25% акций предприятия, доходы от продажи автомобиля, шесть банковских счетов, участок земли для строительства в Сынджерейском районе и жилой дом в Ставченах под Кишиневом.

В апреле широкий резонанс получило журналистское расследование о несоответствии расходов и доходов пресс-секретаря примэрии Вадима Брынзанюка. За два года пребывания в должности начальника Управления по связям с общественностью 33-летний Брынзанюк построил большой дом на Рышкановке и стал владельцем нового дорогостоящего автомобиля. До назначения в примэрию у него не было дома, а размер зарплаты составлял всего 2000 леев.

Пресс-секретарь примэрии признал, что земельный участок и возведенный на нем особняк принадлежат ему. В то же время он утверждает, что все приобретения сделаны на средства, полученные законным путем – главным образом, от продажи участка в коммуне Трушень. Кроме того, чиновник получил от примэрии 72 тыс. леев в виде материальной помощи для строительства. Сейчас НАК проверяет достоверность информации о задекларированных доходах и имуществе Брынзанюка.

«У каждого есть право иметь более или менее скромный дом. Дом господина Брынзанюка записан на его имя, он ничего не хотел скрывать»,- оправдал своего подчиненного Дорин Киртоакэ.


Комментарии