06.04.2016 15:02
«Откройте, полиция!»: Что меняет реформа МВД?
На последнем заседании правительства одобрена Стратегия развития полиции на 2016-2020 гг. и План действий по ее внедрению.
Для поддержки реформ в правоохранительном ведомстве Евросоюз планирует выделить Молдове более 42 млн евро.
Как и его предшественники, глава МВД Александр Жиздан уверен, что в результате внедрения новаций через несколько лет отношение к стражам правопорядка кардинально поменяется, а эффективность работы полиции заметно возрастет. С другой стороны, по мнению экспертов, если реформа и «пойдет в жизнь», то без комплексных и более жестких мер от нее особого толка не будет.
Кадровые перестановки
Новые документы заменят Концепцию реформирования МВД и его подведомственных и деконцентрированных подразделений, принятую правительством в 2010 г. Они определяют, по какому пути будут двигаться преобразования в органах внутренних дел в ближайшие пять лет.
Одновременно правительство одобрило ряд кадровых перестановок в руководящих звеньях МВД, отвечающих за внедрение новаций. Главу Пограничной полиции Дорина Пуриче назначили вице-министром внутренних дел. Другого вице-министра Вячеслава Чебана, командующего войсками карабинеров, отправили в отставку. Освободившееся кресло занял Ион Цуркан.
Генеральный инспекторат полиции возглавил Александр Пынзарь, ранее руководивший Департаментом пенитенциарных учреждений. Эта должность оставалась вакантной полгода, на протяжении которых обязанности руководителя исполнял Георгий Кавкалюк. Он сохранил место заместителя главы Генинспектората и в то же время был включен в состав Объединенной контрольной комиссии.
Для поддержки нововведений в полиции Евросоюзом обещано порядка 42,2 млн евро, которые будут поэтапно предоставлены в виде внебюджетной помощи по результатам внедрения стратегии и плана действий. Ожидается также финансовая поддержка со стороны США и других партнеров по развитию. Основную часть денег планируется потратить на модернизацию полицейских участков, новое современное оборудование и автотранспорт.
Разработчики реформы ссылаются на социологические опросы, по которым 43% граждан называют обеспечение общественного порядка главной проблемой Молдовы. Среди основных проблем полиции, по мнению респондентов, остаются коррупция, отсутствие профессионализма, финансовых ресурсов и инвентаря. Опросы показывают, что менее 40% граждан Молдовы доверяют полиции и верят в неотвратимость наказания преступников. В европейских странах этот показатель примерно вдвое выше.
В то же время данные «Transparency International» говорят, что в Молдове полиция, судебная система, чиновники и политические партии являются «крайне коррумпированными». Не обошел вниманием эту тему и Всемирный банк, по исследованию которого, за последние 10 лет индекс контроля коррупции в Молдове ухудшился на 15%.
Каковы предложения реформаторов
Что скрывается за общими фразами стратегии об оптимизации институциональной, организационной и функциональной базы МВД? Как разъясняют в ведомстве, среди ключевых задач – улучшение работы правоохранителей, в особенности в сфере борьбы с организованной преступностью и поддержания общественного правопорядка. Отделения полиции будут модернизированы, оснащены современной техникой и автомобилями.
Авторы стратегии предлагают повысить потенциал органов уголовного преследования, усовершенствовать подготовку кадров, а также критерии отбора, назначения, перевода и продвижения полицейских.
По их мнению, следует принять меры для внедрения современных методов уголовного преследования, повысить квалификацию и профессионализм кадрового состава, расширить практику ведения уголовного преследования межведомственными группами. Кроме того, планируется поднять на новый уровень работу экспертов и центров экспертизы.
Намерения руководства МВД включают совершенствование системы сбора статистических данных и оценки качества работы полицейских. Органы уголовного преследования зачастую ведут собственную статистику, поэтому случается, что сведения по одному и тому же показателю оказываются у них разными.
При этом молдавские правоохранители не затрудняют себя анализом полученных данных, отсутствуют четкие показатели качества их деятельности, по-прежнему чрезмерное внимание уделяется числу раскрытых и расследованных преступлений. В Молдове продолжат работу над введением функциональной электронной системы учета преступлений, внедряя новое программное обеспечение и одновременно обучая персонал его использованию.
Одна из главных целей – снизить уровень коррупции в правоохранительной системе. Стратегия предусматривает выработку новых мер по предотвращению коррупционного поведения, расширенное применение современных технологий, исключение по мере возможности человеческого фактора из административных процессов и укрепление служб, отвечающих за обеспечение неподкупности и внутренней безопасности.
Среди причин такой ситуации, которые намереваются устранить, названы плохое взаимодействие агентов при проведении специальных розыскных мероприятий в отношении предполагаемых коррумпированных лиц, низкий уровень оплаты труда в правоохранительной системе, а также недостатки в процедуре декларирования режимов несовместимости, конфликта интересов и фактов противозаконного влияния.
В числе других мер – унификация и детализация этических стандартов, совершенствование механизмов профессиональной этики, привлечение гражданского общества к надзору за соблюдением этих правил полицейскими. Отмечается, что некоторые сотрудники до сих пор не осведомлены об этических и деонтологических требованиях и, соответственно, их не соблюдают. Во многом этому способствует неэффективная система привлечения к ответственности за нарушения.
В центре внимания властей также соблюдение прав жертв преступлений, окончательное искоренение пыток и плохого обращения с задержанными, забота о несовершеннолетних, гармонизация правовой базы с европейскими стандартами.
О грузинском опыте
«Специфика молдавской реформы правоохранительной системы и сектора юстиции – тема для долгих обсуждений и споров, - отметил для NOI.md бывший высокопоставленный сотрудник Генеральной прокуратуры, согласившийся на условиях конфиденциальности прокомментировать новую стратегию. - У нас тратят сотни миллионов леев на смену формы, изменение структуры ведомства и создание регулирующих документов, называя это «глубокой» реформой.
Определенно, нашим руководителям есть чему поучиться у своих коллег из других стран, например, из Грузии. Несколько лет назад у меня была возможность побывать в этой стране и ознакомиться с опытом реформирования местной полиции. До реформы, как и в Молдове, грузинское МВД считалось синонимом коррупции, но прошло совсем немного времени, и у граждан отношение к этому ведомству совершенно противоположенное. МВД Грузии сейчас пользуется доверием у 87% населения, когда до реформирования было около 10%».
Эксперт напоминает, что в Грузии не занимались перетасовкой кадров по политическим соображениям, а уволили руководителей силовых структур, в то время как перед рядовым составом был поставлен ультиматум: или прекращение поборов, или тюрьма. Телеэфир был переполнен кадрами дачи взяток полицейским, которые снимались скрытой камерой агентами спецслужб. Пойманные на получении 50 долларов осуждались на 10 лет. За два года около 500 сотрудников полиции лишились свободы за взяточничество, после чего количество полицейских, арестованных за взятки, существенно сократилось.
Одновременно власти Грузии начали кампанию популяризации полиции. В частности, на улицах вывесили билборды с фотографиями улыбающихся «патрулей» обоего пола, полицейских приглашали в школы для проведения уроков. По всей стране отделения полиции переехали в новые здания, главной особенностью многих из них стала полная прозрачность (стены из прозрачных стеклянных блоков).
Другие важные аспекты заключались в существенном повышении зарплат всем сотрудникам МВД, сокращении штатов и привлечении к работе новых людей – молодых и более мотивированных. Одним из последствий реформирования МВД стала новая система рекрутирования кадров: если ранее соискатель для устройства на работу должен был дать взятку, то сейчас существует 4-х этапная система отбора сотрудников МВД, состоящая из многочисленных тестов.
Поддержку обеспечит «организованная группа»
«Возвращаясь к нашей реформе – стратегические документы изобилуют популизмом и разработаны больше для партнеров по развитию, нежели для нужд правоохранительной системы,- считает наш собеседник.- Например, авторы говорят о том, что мнение граждан о деятельности полиции станет одним из определяющих критериев официальной оценки ее работы. Звучит красиво, но нет и не предвидится законодательно прописанных механизмов такого взаимодействия и оценки. Поэтому намерение уже изначально выглядит декоративным, как и многие другие положения реформы.
Вместе с тем, не исключено, что по сложившейся практике общественное мнение станет изображать «специально обученная группа граждан». Да и суть изменений в МВД будет обсуждать «организованная группа лиц» в составе некоторых экспертов, адвокатов по уголовным и административным делам, правозащитников, самих полицейских, судей, прокуроров и т. д. Можно смело прогнозировать, что, несмотря на ожидаемую критику, минимальный уровень общественной поддержки нововведениям будет обеспечен.
Система органов внутренних дел в любом государстве, будь то Великобритания, США, Франция, Молдова или любая другая страна, выполняет комбинацию из двух функций – защита обычного гражданина и его имущества от преступного посягательства (в рамках общей задачи по поддержанию правопорядка) и защита правящей элиты от недовольства со стороны простого народа. Не бывает, чтобы полиция занималась исключительно защитой интересов обычных граждан.
Если правоохранительная система концентрируется лишь на защите интересов политического Олимпа, олигархов и чиновников, получается то, что обычно называют «полицейским государством». Наиболее приемлемый вариант для всех – когда аппарат принуждения в лице МВД эффективно выполняет и первую, и вторую функцию. Поэтому первый и главный вопрос, на который должна отвечать стратегия – какую функцию нацелена выполнять правоохранительная система в молдавском обществе?
Второй важный момент, если оценивать работу любого силового органа, касается системы сдержек и противовесов. Даже если завтра у нас появится идеальное законодательство и независимый министр, в условиях, когда полицейские не чувствуют за собой контроля, очень легко скатиться к произволу. И здесь важно ответить на вопрос, кто и каким образом будет контролировать внедрение стратегии на местах, повседневную работу полицейских участков и отдельных правоохранителей. Одна из проблем состоит в том, что многие из тех, кто отвечает за это направление, не знают специфики правоохранительной работы, а потому никогда не смогут верно оценить работу полиции.
Пакет документов о дальнейшем развитии полицейского ведомства в нынешнем виде не может дать полной картины, как будет функционировать эта система после внедрения изменений. В то же время информационная нота к стратегии не содержит расчета социально-экономических последствий предложенных мер. Похоже, что авторам просто нечего сказать по этому поводу и все упирается в наличие средств, поступающих со стороны европейских и американских партнеров».