10.06.2016 05:59
Скорый суд
Суд столичного сектора Центр может вынести приговор четверым обвиняемым в нападении на инкассаторов у торгового центра Metro уже вечером 10 июня. В ходе прений сторон, проходивших 8 июня, прокурор потребовал для обвиняемых два пожизненных заключения, а также - 23 года и 18 лет лишения свободы. Защита же требует оправдать троих из четверых обвиняемых как непричастных к совершению данного преступления. Сегодня суд намерен выслушать последнее слово обвиняемых и вынести решение. Адвокаты обвиняемых утверждают, что следствие велось с множественными нарушениями и пренебрежением требованиями закона и с заведомо обвинительным уклоном, а судебная инстанция, проявляет недопустимую торопливость.
Напомним, налёт на инкассаторский автомобиль КБ Victoria Bank совершен ровно два года назад – 30 мая 2014 года, около 22 часов. Инкассаторов, вышедших из торгового центра Metro 1 с дневной выручкой, неизвестные преступники обстреляли из автоматов. В результате один из них – Владимир Ботнарь получил тяжелые ранения, от которых впоследствии скончался в медучреждении, двое других - Виталий Волкивской и Виталий Сытник также получили ранения. По информации представителей КБ Victoria Bank добычей налётчиков стали деньги в сумме чуть более полутора миллионов леев.
Четверых граждан Молдовы, которые, по версии следствия и совершили это тяжкое и нехарактерное для Молдовы преступление задержали одновременно уже 4 июля 2014 года. Операции по задержанию проходили жестко с привлечением бойцов бригады Спецназ МВД «Fulger», стрельбой в воздух и по колесам автомобилей и взрывами пиротехнических средств. При этом одного из подозреваемых задерживали на территории Приднестровского региона Молдовы силами… спецназа МВД непризнанной ПМР. Тоже со стрельбой в результате которой пулевые ранения обеих ног, получила ни в чем не повинная супруга подозреваемого. Для того чтобы уйти от ответственности приднестровские силовики совершенно не по джентельменски обвинили несчастную женщину в нападении на оперативников и угрозе их жизням ручной гранатой, якобы изъятой на месте событий. Генпрокуратура РМ завела уголовное дело по факту огнестрельных ранений, причиненных гражданке Молдовы силовиками непризнанной ПМР, однако за два прошедших года расследование нисколько не продвинулось. А в неофициальных беседах прокуроры сетуют, что просто не могут ничего поделать, так как территория Приднестровья центральным властям неподконтрольна. Да и ранения, полученные женщиной, отечественная медэкспертиза признала легкими. Правды она не может добиться и по сей день.
Судебный процесс начался в августе 2014 года и - до 10 июня 2016 года прошло 47 слушаний. На скамье подсудимых, уже в статусе обвиняемых оказались четверо сотрудников небольшой, но довольно успешной, частной строительной компании: Денис Руссу, 1982 года рождения – директор; - Виктор Придорожный, 1984 года рождения, архитектор; - Олег Тимофти, 1981 г.р. – начальник охраны; - Вячеслав Ищенко, 1970 года рождения, водитель.
По версии гособвинения организатором преступления был Денис Руссу. Умысел на совершение столь тяжкого преступления, по мнению прокуроров, стал результатом неких финансовых проблем Руссу. Итак, если следовать картине преступления восстановленной следователями: До роковой даты 30 мая, преступники, действуя в сговоре и распределив роли в организованном Денисом Руссу преступном сообществе, нелегально добыли оружие. Его правоохранители нашли гораздо больше чем требовалось для акции у Metro, из чего сделан вывод, что обвиняемые готовились к новым преступлениям. Также злоумышленники купили автомобиль, который планировали использовать при налёте.
30 мая 2014 года водитель Вячеслав Ищенко на автомобиле Dacia Logan привез экипированных спецсредствами и вооруженных боевыми автоматами и пистолетами Дениса Руссу, Виктора Придорожного и Олега Тимофти к выезду на трассу М-2 (Кишинев - Сорока) неподалеку от окраины Ставчен. Там, Олег Тимофти вышел из автомобиля и через поля направился в сторону комплекса зданий торгового центра Metro 1 c целью скрытно занять выгодную огневую позицию. Затем Ищенко в некоем месте высадил Дениса Руссу и Виктора Придорожного. Те сели в заранее нелегально купленный злоумышленниками автомобиль Chrysler и выехали на стоянку перед торговым центром Metro 1. За рулем Chrysler был архитектор Придорожный. Ищенко же, высадив подельников, поехал на Ботанику к торговому центру Metro 2 где, как считают прокуроры, наблюдал за инкассаторской машиной и сообщил остальным о моменте ее выезда в направлении Metro 1.
Около 22 часов когда инкассаторы Сытник и Волкивской вышли из магазина Metro1 имея в руках мешки с дневной выручкой, Денис Руссу и Олег Тимфти открыли по ним огонь из автоматов. Оба инкассатора были ранены, также пулевые ранения, оказавшиеся в последствии смертельными получил водитель инкассаторской машины Владимир Ботнарь. Виктор Придорожный подогнал автомобиль Chrysler к инкассаторской машине и бросил две дымовые гранаты, создав завесу для сокрытия дальнейших действий преступников. Руссу и Тимофти загрузили несколько инкассаторских мешков и преступники покинули место происшествия. В дальнейшем они сожгли Chrysler под Ставченами, перегрузили захваченное в автомобиль Вячеслава Ищенко и отправились заметать следы в сторону Вадул луй Водэ. В дальнейшем преступники якобы вывезли похищенные полтора миллиона леев за границу и «конвертировали», полагает следствие.
Эта, картина преступления, восстановленная прокурорами основывалась на некоей оперативной информации и первых показаний обвиняемых. В ходе судебных слушаний трое обвиняемых – Руссу (напомним, его следователи считают организатором преступления), Придорожный и Ищенко заявили о своей невиновности и полной непричастности к налёту на инкассаторов у Metro. Все трое отказались от первичных показаний, полученных следствием сразу после их задержания 4 июля 2014 года. Ищенко, Придорожный и Руссу утверждают, что показания эти были даны под давлением. В частности Вячеславу Ищенко неоднократно оказывалась срочная медицинская помощь, так как в день задержания он был избит и получил ряд травм и повреждений, включая сотрясение мозга. По показаниям, данным на судебном следствии, его вынудили к самооговору, запугав тем, что его раненую супругу «сгноят в приднестровской тюрьме», а против зятя заведут уголовное дело за наркотики, которые у него уже нашли и кражу золота, которое пропало из квартиры Ищенко после обыска. Вячеслав Ищенко утверждает, что 30 мая 2014 года он по просьбе Олега Тимофти повез его и еще двоих, неизвестных ему лиц, имевших при себе несколько сумок, в Ставчены. Никакой информации о подготовке преступления Ищенко, как утверждает, не имел и в самом налёте участия не принимал. Высадив Тимофти и его знакомых он отправился по собственным делам.
Денис Руссу утверждает, что провел вечер 30 мая 2014 года у себя дома. И эта информация подтверждается показаниями его девушки Елены А. данными перед судом и под присягой. Кроме того, защитник Руссу адвокат Вишневский предоставил суду данные и о других лицах, способных подтвердить алиби Руссу, однако от их розыска и допроса судьи решили воздержаться. Кстати, никаких финансовых проблем у Дениса Руссу не было, и это подтверждено показаниями свидетелей, а вот недоброжелатели, в том чсиле высокопоставленные - были. И этот факт в ходе судебных слушаний также нашел подтверждение.
Виктор Придорожный, также настаивает, что в вечер, когда было совершено нападение на инкассаторов он был дома. Это подтверждается, данными под присягой показаниями, его гражданской супруги, бабушки, соседа и рабочего, который именно в этот день делал в доме Придорожного ремонт. По показаниям свидетелей Придорожный в тот вечер мыл автомобиль, так как на следующий день был приглашен на свадьбу и выгуливал собаку. Если свидетели не обманули суд, - у Придорожного просто не было времени на участие в налёте.
Единственный обвиняемый, признающий вину в участии в нападении на инкассаторов 30 мая 2014 года это Олег Тимофти, сотрудник частной службы охраны и видный функционер Федерации Практической стрельбы РМ. Он же в ходе судебных слушаний подтвердил непричастность к преступлению Руссу, Придорожного и Ищенко, а также отверг возможность осознания ими его намерений совершить преступление. По показаниям Тимофти налёт на инкассаторов он совершил совместно с тремя гражданами Украины, знакомыми ему по соревнованиям, в которых он участвовал, в рамках спортивно-прикладной деятельности в Федерации Практической стрельбы Молдовы. Тимофти утверждает, что инициаторами преступления стали украинцы, они же добыли оружие, использованное в нападении. Олег Тимофти настаивает, что преступный замысел не предусматривал убийства и налётчики договаривались стрелять только в землю и в воздух, чтобы напугать инкассаторов и сломить их волю к сопротивлению. Благо, навыки для этого у злоумышленников-спортсменов были. За свое соучастие Тимофти получил около 150 тысяч леев. Обвиняемый даже готов назвать фамилии подельников и оказать правоохранительным органам иную помощь для их розыска, однако взамен он попросил суд предоставить охрану членам его семьи, так как он опасается мести. Это ходатайство суд отклонил. Кроме того, Тимофти утверждает, что обладает информацией о действующей в нашей стране сети нелегальной торговли огнестрельным оружием, которую «крышуют» сотрудники МВД высокого ранга. Этой информацией ни следствие ни суд также не заинтересовались. Сам Тимофти говорит, что ему и родственникам постоянно грозит опасность.
Ни один из свидетелей обвинения не смог опознать никого из сидящих на скамье подсудимых. Даже гражданин, который по версии следствия продал автомобиль Chrysler, использовавшийся при налёте, конкретно Вячеславу Ищенко не опознал его ни на следствии, ни в ходе судебных слушаний, заявив под присягой, что никто из обвиняемых ему не знаком.
Итак, в данном следствии и судебном процессе нет признаков «полного обличения преступников доказательствами собранными следствием», скорее наоборот – очевидны вопросы, на которые ответа у следствия нет и противоречия, которые прокурорам не удалось сгладить. Тем не менее гособвинитель в ходе прений сделал вывод о доказанной виновности всех обвиняемых и потребовал назначить Денису Руссу и Олегу Тимофти наказание в виде пожизненного заключения, Виктору Придорожному – в виде 23 лет лишения свобода, а Вячеславу Ищенко – 18 лет заключения. Защита же обвиняемых полагает, что никакой ясности в деле нет и следственные действия необходимо продолжить, а трех из четверых обвиняемых и вовсе оправдать как непричастных. Представители прокуратуры отказываются обсуждать подробности дела с журналистами. Адвокаты высказывают мнение, что судьи устали от этого дела и торопятся передать ответственность за него апелляционной инстанции. При этом права и судьбы граждан Молдовы никого особо не волнуют.